Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Мы благодарим за вклад, который Вы сделаете.
Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826
Вы также можете помочь порталу без ущерба для себя! И даже заработать 1000 рублей! Прочитайте, пожалуйста!
Морской порт Астрахань, расположенный в дельте реки Волги, являлся крупным торговым центром Российской империи. После февральской революции 1917 года Астраханью и Астраханским уездом стали править ставленники Российского Временного правительства — губернские комиссары. Это положение сохранялось и после Октябрьских событий в стране, до конца 1917 года. Отсутствие денежных поступлений из столицы привело в ноябре-декабре к тяжёлому финансовому положению в Астраханском регионе.
«Государственный банк и соответствующие при нём сберегательные кассы со всеми её отделениями, а равно и банки Вожско-Камский, Русский для внешней торговли, Русско-Азиатский, Азовско-Донской, Русский торгово-промышленный, Купеческий, Городской, Астраханское и Астрахано-Красноярское общество Взаимного кредита будут закрыты с 24 декабря по 1 января включительно».
«Астраханский вестник»,
26 декабря 1917 г.
Одним из примеров, характеризующих это положение, являлось объявление астраханского губернского комиссара, приведённое в газете «Астраханский вестник» от 29 декабря 1917 года.
«Приказываю всем кинематографам, театрам, торговым предприятиям всю свою выручку вносить ежедневно в Астраханское отделение Государственного банка. Невыполнение настоящего постановления влечёт за собой уголовную ответственность. Постановление это входит в силу немедленно.
За губернаторского комиссара Парадизов-Мельтов».
Эта же газета 4 января 1918 года привела протокол заседания Городской Думы от 2 января о выпуске местных денежных знаков. Однако, по ряду причин, это решение не было выполнено.
2 февраля 1918 года власть в городе перешла в руки Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Председателем Совета стал А. С. Перфильев, а комиссаром финансов – А. В. Рушевский. К этому времени положение с денежными знаками ухудшилось ещё в большей степени. Начались выступления трудящихся Астраханского Совета депутатов, с обвинением в беспомощности и неумении управлять экономикой и финансами города и края. К тому же с требованиями выплаты денежного довольствия выступили солдаты местного гарнизона 156-го запасного пехотного полка, которые принимали участие в боях с белоказаками. Они потребовали за участие в 18-дневных боях выплаты по23рубля вдень. Выдать 414рублей каждому солдату полка финансовый комиссариат, естественно, не мог.
Выход был найден путём выпуска местных денег- бон. На заседании Астраханского Исполкома было принято постановление об изготовлении краевых денежных знаков, которое было продублировано приказом от 2 марта 1918 года. В соответствии с этим приказом в Астрахани была создана «Экспедиция заготовления краевых знаков» (по подобию Государственной экспедиции) на базе частной типографии Дементьева, под наблюдением выделенных Советом партийных работников.
Решено было выпустить боны в 1,3,5,10, 25 и 100 рублей. В соответствии в данными «Известий Наркомфина» от 3 октября 1919 года (№5-6) эти боны выпускались Астраханским финотделом через местное казначейство на сумму в 43000000 рублей. Имеются данные, что фактически этих денежных знаков было выпущено на сумму в 78 767 000 рублей.
Денежные знаки были названы «Временными кредитными билетами астраханского казначейства» и подписывались комиссаром финансов А. Рушевским и казначеем. Они имели довольно хорошее художественно-полиграфическое оформление, но печатались не в одном стиле. Хотя деньги выпускались Советской властью, но на них был применён Государственный герб Временного правительства, а все надписи выполнены по старой орфографии. На всех купюрах проставлены серии и номера. Несмотря на малые размеры купюр, своим оформлением они напоминали государственные кредитные билеты царского правительства.
Первое время население отказывалось принимать местные суррогатные деньги, названные ими «дементьевскими бонами», и для внедрения их в оборот Совету пришлось применять «силовой нажим» на торговцев рынка. В своей книге «Твёрдые деньги» А. С. Мельникова утверждала: «Торговцы на рынке не желали принимать новые деньги. Совет пошёл на крайнюю меру: на рынок был отправлен автомобиль, вооружённый пулемётом. Лишь под его угрозой торговцы стали продавать товар на новые деньги».
Вскоре к местным деньгам население привыкло, и они вошли в денежный оборот города и края. Из-за острой нехватки денег первый выпуск «Временных кредитных билетов Астраханского казначейства» был осуществлён купюрами в 100 рублей. Это привело к увеличению общей массы денег, но из-за отсутствия более мелких купюр не ликвидировало разменный кризис. В статье «Затруднения с бонами» газета «Известия ВЦИК» от 20 марта 1918 года сообщала:
«Положительный недостаток общегосударственных денежных знаков и, особенно, мелкого достоинства, вызвал в Астрахани значительные затруднения в обменных операциях и создал сильную спекуляцию при размене (от 6 до 10% за размен 100-рублёвой купюры)».
Отсутствие мелких купюр привело кряду курьёзов. Многие из-за отсутствия мелких денег, при необходимости купить, например, какой-нибудь кусок мыла, вынуждены были отдавать сразу сторублёвую бону и делать совершенно ненужные покупки. Однако и это положение оказалось непродолжительным. Набрав крупные купюры, торговцы сами не знали, что сними делать, и вынуждены были прекращать торговлю. Торговые лавки стали отпускать товары только тем, у кого были мелкие деньги, а их у населения не было.
Из-за создавшегося положения с разменом денег было принято решение печатать купюры достоинством в 25,10, 5, 3 и 1 рубль. Через месяц была восстановлена связь с центром, и были получены общероссийские денежные знаки, что позволило приступить к уничтожению местных денег. Поэтому купюры мелких номиналов астраханских бон находились в денежном обороте недолго. К июлю 1918 года было изъято из обращения «Временных кредитных билетов астраханского казначейства» на сумму в 58246000 рублей.
Так как астраханские боны были напечатаны на бумаге плохого качества, то в процессе товаро-денежного обращения многие купюры приходили в негодность, и на руках их могло остаться сравнительно немного. Это подтверждает и высокая каталожная стоимость «Временных кредитных билетов астраханского казначейства». Эти билеты украшают коллекции, как правило, только немногих бонистов.
«Петербургский коллекционер»
№5 (73), 2012 год.