А. Р. Усманова — К вопросу сценического воплощения фольклорного материала астраханских татар

Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Мы благодарим за вклад, который Вы сделаете.

Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826

Вы также можете помочь порталу без ущерба для себя! И даже заработать 1000 рублей! Прочитайте, пожалуйста!

В связи с тем, что астраханские татары — одна из наиболее многочисленных и самобытных этнотерриториальных групп, многие творческие самодеятельные коллективы, будь то вокальный или хореографический, включают в свой репертуар татарские песни, танцевальные номера. При этом ощущается дефицит местного фольклорного материала, как вокального, так и инструментального, распространено исполнение общеизвестных татарских песен, нередко имеющих авторов. В хореографической лексике наблюдается использование штампованных «общетатарских» движений. Стилизация проявляется и в сценическом костюме, в то время, как полевой материал располагает более чем интересными решениями во многих планах: вокально-инструментальном, хореографическом, костюмном.

В процессе исторического развития, в котором активное влияние оказали средневолжские татары, у астраханских татар сложились свои закономерности в музыкальном фольклоре. Так вокальный пласт испытал наибольшее влияние, хотя и сохранил такой уникальный жанр как хушаваз, практически не используемый в сценическом воплощении. Истоки этого жанра напрямую связаны с этногенезом юртовских (ногайских) татар, одной из наиболее ранних по происхождению групп. Этот жанр так же в вокальную традицию астраханских ногайцев-карагашей. Вместе со своими исполнителями, представителями старшего поколения, хушаваз уходит из активной традиции.

Инструментальный пласт демонстрирует наибольшее разнообразие, жанровое многообразие, во многом обусловленное сложностью этногенеза астраханских татар, включающий иноэтничные культурные влияния. Наиболее показательным и самобытным инструментальным жанром является сазда сойлэшу — «разговор на сазе» (саратовской гармонике). В «разговоре» используются мелодические формулы, равнозначные текстовым, и несущие определенную смысловую символику. Смысл мелодико-ритмических фраз, равнозначный текстовым, был известен «общающимся» — влюбленным парам, подругам, и даже ссорящимся. В этом случае саратовская гармоника служила средством общения.

Саратовская гармоника — один из излюбленных инструментов астраханских татар. Ее неизменным спутником является ударный инструмент кабал. Буквально до 70-х годов в этот дуэт активно входила скрипка. Самобытное трио, колоритное и уникальное в своем звучании, неизменный участник свадебных торжеств. В каждом селе известны свои популярные исполнители (сазчелар и кабалчелар), которых знают, уважают, приглашают на свадьбы. Развита как женская, так и мужская исполнительская традиция. Женское исполнительство ведет свое начало из свадебной традиции: всем незамужним девушкам в подарок полагался саз. В репертуар сельских исполнителей входят старинные наигрыши юртовского происхождения: «Ак шатыр», «Щибэлэ», «Киявсый», «Шахвэрэнге», «Куалашпак», некоторые из которых носят приуроченный, свадебный, характер. Все наигрыши помнят лишь представители старшего поколения, таким образом, они со временем переходят в пассивную традицию. Сценическое воплощение инструментального пласта находит свое отражение, в основном, на национальных праздниках, гуляниях — Сабантуе, Наврузе, а так же праздниках села, на которых работают фольклорные площадки. Активное использование инструментального дуэта характерно для фольклорного коллектива «Казын» села Тататро-Башмаковка Приволжского района (рук. Р.Асанов), татарского народного театра (реж. Р. Джаббаров), ДК с.Три Протоки (директор Р.Идиатулина).

Думается, что для сценического воплощения народной хореографии наиболее продуктивный результат может быть достигнут при совместных экспедициях этномузыковедов, хореографов и художников по сбору местного материала. Сценический опыт — постановка «Танца астраханских татар» Д. Умерова на материале полевых данных — доказал необходимость и продуктивность подобного подхода к работе. Экспедиции по сбору народной хореографической лексики совместно с музыковедом привели к ощутимым результатам. В костюмах астраханских татар, под обработку инструментальных наигрышей саратовской гармоники и кабала, со своеобразной хореографической лексикой, танец обрел популярность и нашел отклик не только на всевозможных конкурсах области, но и за ее пределами. В результате, во многих регионах, с компактным проживанием татар, зрители могли познакомиться с самобытным танцевальным фольклором астраханских юртовских татар.

Силуэт костюма, его орнамент, игра цветов — неотъемлемая часть художественного образа, сценического воплощения. Народный костюм астраханских татар, не менее своеобразен, чем фольклор. При этом на сегодняшний день наблюдается все та же тенденция к стилизации под общетатарское. Сценический костюм сегодня — больше штамп, перегруженный общими элементами. Фольклорное знание, знание национальной одежды необходимо для воссоздания сценического костюма. Безусловно, народный костюм астраханских юртовских татар тяжел, но задача художника — максимально его облегчить при сохранении силуэтов, форм и цветовых гамм.

В традиционном костюме юртовских татар были распространены две его разновидности — бытовой и праздничный. Ткани праздничного и бытового костюмов различались по качеству: бытовой шился из простых хлопчатобумажных тканей, как и нательные рубахи, праздничный — из тяжелых, богатых материалов. Кроме того, выбор тканей зависел и от материального состояния. При пошиве верхней одежды состоятельные слои использовали тафту, шерсть, бархат и др. «тяжелые» богатые материалы, преимущественно с рисунком.

При выборе оттенков костюмного ансамбля отдавались свои предпочтения, однако, главным условием было обязательное сочетание цветовых гамм. Если до Х1Хв. костюм мог варьироваться при выборе верхних деталей одежды, вариантов головных уборов, то к концу XIX -началу XX веков, он достаточно упростился как по покрою, составным деталям, так и по сочетанию цветов. Связано это было и с урбанизацией, и влиянием общегородской моды, где основной процент татарского населения к тому периоду составляли средневолжские татары — переселенцы.

В мужской костюм входят широкая и длинная рубаха, длинный кафтан — бешмет и штаны — шальвары, ыштан, чалбар, что составляет единый ансамбль практически для всех групп татар. «Мужские головные уборы астраханцев, как карагашей, так и юртовцев в плане кроя особой оригинальностью не отличались. Это была обычная четырехклинная мужская тюбетейка такия, только декоративно она оформлялась обычно не тамбурной вышивкой, а золотошвейной гладью растительного или геометрического орнамента»[1].

Женский костюм был интереснее и богаче, нежели мужской. Платье или рубаха кульмак (кулэк), как уже оговаривалось, могло шиться как из простых тканей (для повседневного одевания или более бедного слоя населения), так и из «дорогих»: тафты, шерсти, бархата, шелка, обычно ярких оттенков. Материи носили названия: ефэк (ылба) — шелк, махмал — бархат. Платье кроилось в классической форме до пят, рукава могли расширяться к запястью, ворот — обычно под горло, стойкой. Если ворот все же оставался открытым, на шею одевали специально сшитый из плотной ткани нагрудник — изу. Нагрудник укреплялся к шее и полностью скрывал ее. Он мог иметь как овальную, так и прямоугольную форму.

Отличительной особенностью женского юртовского костюма были узкие нарукавники по локоть, чуть расширяющиеся к запястью до кисти и зауживающиеся до остроконечного утла к среднему пальцу, из плотной ткани с однотонной вышивкой. Причем, нагрудник и нарукавники в праздничном костюме шились из одной ткани; чаще — замши или парчи, украшались в едином орнаментальном стиле и надевались поверх аркалыка или каптала.

К верхней женской одежде относится две ее разновидности: с приталенной спинкой аркалык и с прямой — каптал. Аркалык — длиннополый с длинными рукавами тип камзола из плотной ткани, надевавшийся поверх платья: «кафтанчик, который, смотря по достатку, бывает или ситцевый, или бархатный, или парчовый с серебряными на груди застежками…»[2]. Он подпоясывался «широким (5-7 см) позументным или из серебряных пластин, соединенных между собой посредством шарниров, поясом (камэр) с массивными, богато украшенными серебряными пряжками»[3]. Каптал — разновидность кафтана с прямой спинкой, имеющая аналоги у других групп: жилен, туры чикмэн, толып, туры тун.[4] Борта и полы каптала могли отделываться богатым декоративным орнаментом.

Весь ансамбль женской одежды входил в свадебный подарочный комплекс от жениха тугыз: платье — кульмэк, платки — шэл, жаулыг, чулки — челка, каптал, сапожки — ату. В одежду молодой невестки входили бархатное платье с длинными рукавами, бархатный каптал, шелковый аркалык, вышитые сапожки.

Женские головные уборы были распространены в нескольких вариантах и зависели от семейного положения женщины. Платки — покрывала были распространены под термином тастар. «Большой, крылатой формы, предназначался для невесты и молодой женщины (в первый раз она такой тастар повязывала во время переезда в дом мужа). Эта форма тастара давала ей возможность покрыть не только голову, но и нижнюю часть лица, а также стан».5 Головной убор девушки включал в себя два платка; концы одного падали свободно назад, у другого завязывались впереди узелком. Замужние женщины прятали волосы под легкую накидку хасине, поверх которого могло накрываться шелковое покрывало. Свадебная накидка носила название бирэзэ.

Вторая составная часть головных уборов — шапки, надевающиеся поверх платков и покрывал. У богатых женщин праздничным вариантом головного убора была меховая (из соболя, каракуля) высокая шапка — кундуз, которая одевалась поверх легкой, шелковой накидки хасине.

В иллюстрациях художников XVIII-XIX веков: Корнелия де Бруина, Вериве и др. запечатлены астраханские татарки, поверх покрывал у которых надеты конусообразные, остроконечные шапки, украшенные по бокам свисающими ушными подвесками.

Позже широкое распространение получили калфаки — маленькие с узкими околышами бархатные шапочки, так же получившие огромную популярность у большинства групп татарского народа.

Неизменной составной частью женского костюма были всевозможные украшения. Серебряные пряжки украшали пояса, золотые или серебряные монеты вешали на грудь. Зажиточные татарки позволяли себе украшения в виде звенящих подвесок из нескольких рядов монет, свисавшие по бокам шапки или калфака до конца нагрудника длинными подвесками из бисера или жемчуга.

Другим украшением были подвески для кос — шэшбау. Крепившиеся у основания косы, они оповещали о приходе девушки звоном монет. Монетами или различными поделочными камнями могли украшаться и ранее упомянутые нагрудник и нарукавники.

Костюм астраханских татар привлекал к себе внимание путешественников прошлых веков, исследователей, которые оставили свое описание, эскизы, наброски. Все это помогает восстановить традиционную одежду и воспроизвести, «оживить» ее на сцене. Традиция нарушается при попытке совместить на сцене костюмы разных этнотерриториальных групп татар, что ведет к размыванию исконных традиций. Думается, что совместные поиски этнографов, художников, музыковедов и хореографов своими творческими решениями и реализациями их на сцене могут приостановить процесс нивелирования.

[1] Суслова С.В. Костюм астраханских татар XIX — нач. XX в. ( по материалам музейных коллекций). //Астраханские татары. Казань, 1992. С.83.

[2] Небольсин П.И. Очерки Волжского низовья. СПб, 1852.

[3] Мухамедова Р.И. Татарская народная одежда. Казань, 1997. С. 24.

[4] Там же. С.20.

Аделия Рустямовна Усманова (Астрахань)

Добавить комментарий