Е. П. Казакова — Русский бус (буса) Каспийского моря

Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Мы благодарим за вклад, который Вы сделаете.

Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826

Вы также можете помочь порталу без ущерба для себя! И даже заработать 1000 рублей! Прочитайте, пожалуйста!

История отечественного флота – неотъемлемая часть многовековой истории нашего государства. Традиционно считается, что российский флот является всецело детищем Петра I. Этого взгляда безоговорочно придерживались многие, как дореволюционные, так и советские историки. Если военное кораблестроение действительно можно связать с Петром I, то строительство мореходных судов имело на Руси давнюю и непрерывавшуюся никогда традицию.

Одним из старейших регионов русского судоходства является Каспийское море.

В XVII в. Астрахань становится важным центром морского судостроения. Здесь в ведении воеводы находилось специальное государственное учреждение – Деловой двор, которое занималось строительством судов и самим мореплаванием на Каспии. При деловом дворе состоял штат корабельных мастеров, здесь же находились и кормщик – шкиперы морских судов. В ведении Делового двора числилась флотилия речных и морских есаульных стругов, на которых стрельцы несли службу по охране судоходства[1]. Корабельный лес сплавлялся в Астрахань плотами из Казани и других городов бассейна Волги.

Основным типом русских торговых судов были бусы – остроносые, круглодонные суда с одним или двумя парусами. На них имелись запасные канаты, якоря и паруса. Командовал бусой служилый человек, бравший с собой плотника, десятника, 20 стрельцов и пушкарей. В составе экипажа бусы также были кормщик, носовщик, махоня (сигнальщик), а для выхода в море брали в Астрахани опытного вожа (лоцмана). Чердаки (каюты) для членов посольств, купцов и экипажа были выше и просторнее, чем на сругах; на бусе обязательно имелись складские помещения для товаров[2].

Грузоподъемность некоторых бус была очень значительна. Так, англичанин Дженкинсон купил в Астрахани судно для плавания по Каспию и перевез на нем груз, для которого потребовался караван в 1000 верблюдов, т.е. более 200 т, в то время как из Англии в Архангельск он прибыл на судне грузоподъемностью 120 т[3].

Постройка бус на верфи Делового двора носила организованный и стабильный характер. Бусы всегда были вооружены, чтобы защищаться от нападений жителей прибрежных областей и казаков. Как правило, на судне стояло от одной до двух пушек, остальное огнестрельное вооружение было ручным. С таким вооружением русские суда на Каспии могли только защищаться, ни о каких пиратских действиях с целью преследования и нападения не могло быть и речи. Защищались русские бусы вполне успешно.

Петр I же объявил каспийские бусы «старомодными судами», не пригодными для плавания, и велел строить новый флот по голландскому образцу. Но новый Каспийский флот был построен «на скорую руку», по нарушенным голландским технологиям, из сырого дерева. А во время начавшегося Каспийского похода «из-за недостатка времени суда было велено «достраивать дорогою»[4].

Таким образом, Петр I уничтожил весь русский торговый флот на Каспии – каспийские бусы, а выстроенные новые корабли в течение последующих 30 лет пришли в негодность.

[1] Тушин Ю.П. Русское мореплавание на Каспийском, Азовском и черном морях. М., 1978. с. 40.

[2] Там же. с. 41.

[3] Английские путешественники в Московском государстве в XVI в. Л., 1938. с. 75.

[4] Павленко Н.И. Петр Великий. М., 1994. С. 605

Добавить комментарий