Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Мы благодарим за вклад, который Вы сделаете.
Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826
Вы также можете помочь порталу без ущерба для себя! И даже заработать 1000 рублей! Прочитайте, пожалуйста!
«…Курмангазы скоро настроил две струны и без прелюдий вдруг заиграл импровизацию, откинув несколько голову в сторону. Я еще на первых порах был удивлен, а потом поражен его игрой… Из домбры выходила чистейшая музыка, хотя характер мелодии был казахский, но, смотря по тому, как она выражена, ее можно поставить наряду с произведениями образцовой музыки, потому что игра Сагырбаева происходит из того же источника — дара и вдохновения. Я назвал бы его игру песнью жаворонка или соловья, но это сравнение слишком узко, несмотря на то, что бедность инструмента много ограничивает полет фантазии артиста. Словом, Сагырбаев — редкая музыкальная душа, и получи он европейское образование, то был бы в музыкальном мире звездой первой величины», — утверждал просветитель и поэт Н. Савичев в «Уральских войсковых ведомостях» в 1868 году.
Основная экспозиция музея культуры казахского народа посвящена как раз жизни и творчеству выдающегося казахского кюйши Курмангазы Сагырбаева. После включения общественного музея в состав объединения (1991 г.) была создана новая экспозиция «Казахи на Нижней Волге». Экспозиция раскрывает историю жизни казахов в составе Букеевской Орды (1801 г.). Экспонаты этнографической коллекции — костюм, предметы быта, орудия труда — дают представление о культурных традициях, быте, основных занятиях населения. В музее экспонируются материалы о выдающихся деятелях науки, образования, культуры казахского народа.
Курмангазы родился в 1806 году в Атырауской области в семье бедного пастуха. Как утверждали все, кому посчастливилось слышать его игру, он родился с музыкой в сердце. Гениальный самоучка, овладевший мастерством игры на домбре, Курмангазы очень рано становится известен в степи, послушать его игру собираются целыми аулами. По одной из легенд, однажды даже дочка непримиримого врага Курмангазы, бая Жанши, который терпеть не мог свободолюбивого певца, послала своего человека за Курмангазы и, окруженная подругами, долго слушала его кюи. У каждого из них — своя история. «Перовский марш», например, был создан экспромтом, на вечере у генерал-губернатора Перовского, который, прослышав о певце степей, пригласил Курмангазы поиграть для своих гостей.
Среди самых знаменитых произведений Курмангазы — кюй «Сары-Арка» («Широкая степь»), посвященный вольной степи, песнь-прощание, когда он вынужден был бежать из родных краев. Широкий отклик получил его кюй «Кишкентай» («Меньшой»), проникнутый горячим сочувствием к участникам народного восстания и его предводителям Исатаю Тайманову и Махамбету Утемисову. На какие бы темы ни создавал кюй Курмангазы, они несли в себе всю гамму человеческих чувств — любовь, нежность, доброту, сострадание. У него был собственный своеобразный исполнительский стиль, своя народная домбровая школа.
В произведениях Курмангазы — вся его жизнь, а складывалась она, при его жажде справедливости, очень непросто. Власть имущие боялись и ненавидели кюйши, их пугали его мелодии, вольно разлетавшиеся по степи с призывом к свободе. Он был очевидцем народного восстания казахов Букеевской орды (1836-1837) под руководством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова против хана Джангира. Пламенные песни Махамбета и бунтарские кюи Курмангазы неслись тогда по степи и зажигали сердца людей. За бунтарские взгляды и неподчинение властям Курмангазы подвергался преследованиям и арестам. Но и в тюрьме он не склонял головы, не расставался с любимым инструментом. В одном из устных преданий рассказывается, как однажды, когда Курмангазы играл в тюрьме свой новый кюй «Ертен кетем» («Завтра убегу»), мимо его камеры проходил один из тюремных чиновников. Он удивился: в игре арестанта отчетливо слышались бег коня, стремительная скачка, уносящая всадника в степь. Но сослуживцы не восприняли его рассказ. А Курмангазы в ту ночь бежал из тюрьмы.
В другой раз его навестила в тюрьме мать. Увидев слезы на глазах сына, сказала, чтобы он никогда не показывал их никому. Взволнованный и потрясенный, Курмангазы сочиняет кюй «Кайран шешем» («О, мать моя»). Пронзительная мелодия любви и благодарности достигает здесь «колдовской магии», отмечали современники. Особые приемы игры Курмангазы, во многом развивающие музыкальную технику того времени, бережно восприняли и разработали его ученики и последователи.
Есть у Курмангазы и целый цикл кюев на русскую тематику: «Не кричи, не шуми», «Лавочки», «Повестка», «Перовский марш», «Машина» и другие.
Чародей и бунтарь, Курмангазы многие годы был вынужден жить вдали от родных мест. Но где бы он ни был — на Мангышлаке или в Семиречье, на склонах Алатау, а последние десять лет своей жизни — в Астраханской области, никогда, ни при каких обстоятельствах не расставался с домброй.
Народ в течение почти двух столетий хранил в памяти кюи Курмангазы, передавая их из поколения в поколение в живом исполнении. Большой резонанс вызвал сборник «500 казахских песен и кюев», изданный в 1931 году А. Затаевичем, впервые записавшим и опубликовавшим кюи Курмангазы — «Серпер» («Порыв»), «Ксен ашкан» («Снятие кандалов»), «Аксак киик» («Хромая сайга») и другие сочинения композитора. В 1961 г. были изданы отдельным сборником сочинения Курмангазы под названием «Кюи.
Издавна небольшое скромное село Алтынжар Астраханской области стало местом паломничества многих тысяч людей, приезжающих поклониться праху великого музыканта-пророка. Люди на его могиле получают энергетический заряд бодрости, а сам холм считается священным. В начале восьмидесятых годов могилу Курмангазы посетила делегация Денгизского района Гурьевской (Атырауской) области. На встрече с представителями сельской интеллигенции председатель колхоза имени Курмангазы В.Д.Джумамуханбетов выступил с предложением создания в селе Алтынжар музея Курмангазы Сагырбаева.
Музей решили строить совместными усилиями. Из Денгизского района в октябре1984 года в Алтынжар прибыла бригада строителей, а в начале 1985 года строительство здания было завершено. Вскоре на страницах районной газеты «Заря Каспия” были помещены обращения к населению с просьбой оказать помощь в сборе экспонатов музея. Жители сел Алтынжар, Камардан, Зеленга, Сизый Бугор безвозмездно передавали в дар музею семейные реликвии: документы, предметы быта, музыкальные инструменты – все то, без чего немыслима повседневная жизнь казаха. 21 декабря 1986г. состоялось торжественное открытие музея Курмангазы.
В апреле 1993 года создали Фонд Курмангазы, который начал подготовительную работу по созданию Мавзолея Курмангазы. К строительству мавзолея Курмангазы приступили в 1993 году, заказчиком по проекту выступило Министерство культуры Казахстана. В с. Алтынжар с июля 2003 года началось строительство, а в 2005 году состоялось торжественное открытие Межгосударственного Культурного Центра им. Курмангазы Сагырбаева.
С тех пор с. Алтынжар Володарского района стало известно всему миру. Межгосударственный Культурный центр им. Курмангазы Сагырбаева является символом взаимососедских дружеских отношений двух стран России и Казахстана и послужил примером для других государств ближнего зарубежья.
В центре располагается музей Курмангазы, где среди экспонатов вниманию посетителей представлены предметы казахского национального быта XIX столетия, одежда и личные вещи композитора. Рядом с музеем открыта современная гостиница.
Также здесь находится музыкальная школа с классами игры на домбре, фортепиано, баяне и теоретической музыки.