Страшная быль — трагедия на Северном Каспии

Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Мы благодарим за вклад, который Вы сделаете.

Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826
Или можете сделать пожертвование через

Вы также можете помочь порталу без ущерба для себя! И даже заработать 1000 рублей! Прочитайте, пожалуйста!

Причина переезда нашей семьи из села Каралат в Астрахань в июле 1940 года послужила трагедия. В первых числах марта 1939г., мой отец А.Назаров- колхозный рыбак и еще пять рыбаков на трех больших санях запряженных лошадьми ранним утром, выехали на рыбный промысел на Северный Каспий. От деревни до места лова рыбы было около 50км. (где установлены сети -оханы). Прибыв на место лова рыбы через 4 часа, рыбаки приступили к подъему сетей из под льда, вместе с пойманной рыбой- белорыбицей. Рыбаки за два часа справились с работой, погрузили в сани сети и рыбу, запрягли лошадей и направились домой, в деревню. Внезапно подул штормовой северо-западный ветер. Через час пути рыбаки были вынуждены остановиться, потому что льдина, на которой они находились, сильным ветром оторвало от основного льда и понесло от берега в открытое море. Что делать? Рыбаки в течении часа искали путь, как бы выбраться с дрейфующей льдины на прочный лед, но бесполезно. Тогда рыбаки решили ехать на лошадях к виднеющемуся невдалеке большому ледяному бугру (размер около 300м * 200м, высотой – 70м от уровня моря, на глубине моря 7м). наступают сумерки и рыбаки начали забираться на ледяной бугор, они перенесли туда всю рыбу, сети, потом лошадей с санями, только управились с работой, наступила ночь. Обычно рыбаки выезжали на рыбалку сроком на 15-20 часов, и с собой брали еды на один день, пачку махорки, коробок спичек, газету для закрутки табака, три снопа сена и пять килограмм овса на каждую лошадь. Переночевав на ледяном бугре, рыбаки утром обнаружили, что льдины на которой люди «приплыли» к бугру льда — нет, льдину ветром унесло в море. И вот, шесть рыбаков, трое саней с лошадьми оказались на ледяном острове, а вокруг бугра, а за ним- кругом морская вода. Сильный ветер дул двое суток и от ударов морских волн, бугор льда начал разрушаться и рыбакам пришлось «кочевать»- переходить на среднюю часть бугра.

Радиостанции у рыбаков нет и сообщить о «ЧП» нет возможности. Матери и жены рыбаков стали беспокоиться за мужей и сыновей, ведь они уже должны быть дома, а их нет, и дует сильный угонный ветер. Через сутки родственники рыбаков пошли к председателю колхоза и начали требовать, что бы он принимал срочные меры по поиску рыбаков. Председатель позвонил по телефону в с.Камызяк, доложил обстановку, что с моря не вернулись 6 рыбаков. Из Камызяка доложили о «ЧП» в Астрахань. На 4 день нахождения рыбаков в ледяном плену, из Астрахани направили самолет АН-2 на их поиск. Через час полета, самолет обнаружил на ледяном бугре 6 человек с санями и лошадьми. Пилот самолета два раза пытался сбросить им две посылки с продуктами, но не удачно, посылки упали в воду, и их ветром унесло в море. Самолет улетел, а у рыбаков- голодных, холодных, измученных появилась надежда, что их нашли и о них знают.

Пятые сутки, как люди сидят на ледяном бугре, а еду, что с собой брали, съели на второй день, табак и спички закончились на четвертый день. Рыбаки от жажды голода начали есть сырую рыбу, от такого рациона люди стали страдать расстройством желудков. И это в условиях, когда температура воздуха днем +5 С, а ночью до -10 мороза. Очень жестко страдали люди до прихода парохода «Каспий» еще 5 суток. А лошади от голода (сено и овес съели на 3 день нахождения на бугре), грызли оглобли от саней и из глаз лошадей падали на лед слезы. Пилот самолета доложил обстановку начальству, они начали организовывать команды судов находящихся на ремонте, что бы спасать рыбаков с помощью кораблей. На астраханских заводах ни одного готового судна к плаванию не оказалось. Астраханское начальство дало программу в порт Махачкала, капитану парохода «Каспий», которое всю зиму обслуживало дагестанские суда тюленебойщиков на Северном Каспии. Пароход «Каспий» выводил эти суда из ледового «плена», и суда шли на выгрузку тюленя в порт Махачкала. И вот на исходе десятых суток нахождения рыбаков на ледяном бугре, подошел в плотную к бугру пароход «Каспий», команда парохода помогла обессиленным, измученным, голодным людям погрузить на судно сани, сети, рыбу, лошадей, дали рыбакам белье и одежду, организовали парную баню. Люди отогрелись, отмылись, наелись. На 13 день отец вернулся домой, мать и жена не узнали его, отец был очень худой и больной, ели двигался на ногах, сильные боли в желудке, сильный хриплый кашель. Два месяца мать и жена лечили его и отец начал поправляться.

Отец устроился работать рулевым моторной рыбницы от Плаврыбозавода №2. В июле 1940г. отец приехал на моторной рыбице к нам в деревню, в течении светлого дня погрузили на судно домашнее имущество, через сутки мы приехали в Астрахань, сняли квартиру по ул. Дунайская.

Все выше мной описанное это со слов моего отца и без фантазии и прикрас. Будучи уже взрослым, я много раз уговаривал отца подробно рассказать об ужасно-трудных днях- 10 суток нахождения рыбаков на ледяном бугре в открытом море. Отцу было трудно рассказывать мне об этих событиях, где он «заработал» болезни от которых мучился до самой смерти.

P.S: возрастной ценз рыбаков находившихся в течении 10 чуток, без пищи на ледяном бугре в открытом море: моему отцу шел тридцатый год от роду, двум парням было по 35 лет, а трем рыбакам по 60 лет от роду, вот эти ребята- старших по возрасту, в течении лета 1940 года умерли от простудных заболеваний.

Ф.А. Назаров

«Астраханский мир»

Добавить комментарий