Эпоха металла. Энеолит в Астраханском крае

Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Мы благодарим за вклад, который Вы сделаете.

Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826

Вы также можете помочь порталу без ущерба для себя! И даже заработать 1000 рублей! Прочитайте, пожалуйста!

Предыдущая глава — Неолит в Астраханском крае

Первый период эпохи металла называют энеолитом («энеус» в переводе с латинского — медь, «литос» — камень), т.е. меднокаменным веком. В энеолите появляются медные орудия, но преобладают каменные.

В Азии энеолит соответствует зарождению цивилизации, в Европе — крупным передвижениям племен и появлению в связи с этим индоевропейских языков. Важность энеолита для населения Северного Прикаспия заключается в том, что прежде разобщенные группы неолитических племен втягиваются в широкую систему связей с определенными территориями и выходят на мировую арену.

Десятки энеолитических стоянок и сотни местонахождений с кварцитовой индустрией обнаружили археологи в степях Север-ного Прикаспия, недаром одну из энеолитических культур назвали прикаспийской.

Прикаспийские стоянки располагаются, как правило, вдоль берегов ныне высохших озер, на склонах или в котловинах выдувания больших барханов. На стоянках находят, кроме керамики, кварцитовые изделия и отходы производства, иногда кремневые орудия и отщепы, а также кости животных, часто пережженые.

Наиболее крупные стоянки прикаспийской культуры — Кок-Му-рун, Шошак Ш,Тау-Тюбе Западная, Караузек, Кошалак и другие. Основной материал с этих стоянок — керамические горшковидные плоскодонные сосуды, изготовленные из желтой, коричневой или красноватой глины с примесью толченой раковины.

С прикаспийской керамикой находят кварцитовые орудия, что свидетельствует о преобладании у населения этой культуры кварцитовой индустрии. В нескольких случаях встречены и кремневые изделия. В основном, это концевые скребки на крупных пластинах.

Кроме стоянок, в Северном Прикаспии обнаружены и исследованы энеолитические погребения и могильники. В урочище Нарым-бай среди большого количества керамики, золы, кремня и других материалов найден маленький тесло — плоский рубящий инструмент из зеленого камня, рядом с ним — пять крупных овальных бусин и одна маленькая круглая бусина, две из них окрашены охрой — природной красной краской. На другой стороне бархана в этом же урочище нашли еще одно небольшое тесло из темно-коричневого камня. Здесь же обнаружили массу костей животных, кварцитовые отщепы и обломки керамики.

Остатки могильников эпохи энеолита исследованы в урочище Таутюбе. Здесь нашли крупные бусы, три кремневых наконечника стрел треугольной формы, два наконечника в виде рыбки, керамику, кости, кварцитовые и кремневые изделия.

Энеолитический могильник находился в большой котловине бархана в 2,5 км к северу от Нового Караузека. В нем обнаружены окрашенные охрой кости человеческого скелета и близ него — двусторонне обработанный наконечник стрелы из черного кремня. Среди костей оказалась крупная широкая ножевидная платина с ретушью и скребковидные орудия.

Остатки еще одного энеолитического могильника найдены близ Кошалака. Около черепа и плеча человеческого скелета найдены две ножевидные пластины и наконечник стрелы из серого кремня вытянутой треугольной формы. Все они окрашены красной охрой. В районе груди найдено несколько плиток розового мела с обработанными краями.

Весь костяк был усыпан медными бусами, отчего кости его окрасились окисью меди в зеленый цвет.

Многочисленные находки костей животных, большая часть которых приходится на кости лошадей, свидетельствуют о развитии скотоводческого хозяйства у населения Северного Прикаспия в эпоху энеолита, причем Волго-Донской район некоторые ученые называют местом первого приручения и широкого использования коня в хозяйственной деятельности.

Энеолитические племена нашего края продолжали заниматься охотой и рыболовством, но скотоводству с этого времени отводится все большая роль.

О зарождении имущественной и социальной дифференциации в Поволжье в период развитого энеолита свидетельствуют находки каменных скипетров, которые считаются символами власти. Начинается патриархальный этап общественного развития, процесс расслоения аморфного до сих пор общества, выделения вождей и знати, которые сосредотачивают в своих руках власть и богатство.

Следующая глава — Ямная культура в Астраханском крае

Добавить комментарий