Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Или можете напрямую пополнить карту 2204 1201 0698 2552
Или через QIWI-кошелёк https://qiwi.com/n/POMOGUPORTALU
Благодарю за вклад!
Предыдущая глава — Неолит в Астраханском крае
Первый период эпохи металла называют энеолитом («энеус» в переводе с латинского — медь, «литос» — камень), т.е. меднокаменным веком. В энеолите появляются медные орудия, но преобладают каменные.
В Азии энеолит соответствует зарождению цивилизации, в Европе — крупным передвижениям племен и появлению в связи с этим индоевропейских языков. Важность энеолита для населения Северного Прикаспия заключается в том, что прежде разобщенные группы неолитических племен втягиваются в широкую систему связей с определенными территориями и выходят на мировую арену.
Десятки энеолитических стоянок и сотни местонахождений с кварцитовой индустрией обнаружили археологи в степях Север-ного Прикаспия, недаром одну из энеолитических культур назвали прикаспийской.
Прикаспийские стоянки располагаются, как правило, вдоль берегов ныне высохших озер, на склонах или в котловинах выдувания больших барханов. На стоянках находят, кроме керамики, кварцитовые изделия и отходы производства, иногда кремневые орудия и отщепы, а также кости животных, часто пережженые.
Наиболее крупные стоянки прикаспийской культуры — Кок-Му-рун, Шошак Ш,Тау-Тюбе Западная, Караузек, Кошалак и другие. Основной материал с этих стоянок — керамические горшковидные плоскодонные сосуды, изготовленные из желтой, коричневой или красноватой глины с примесью толченой раковины.
С прикаспийской керамикой находят кварцитовые орудия, что свидетельствует о преобладании у населения этой культуры кварцитовой индустрии. В нескольких случаях встречены и кремневые изделия. В основном, это концевые скребки на крупных пластинах.
Кроме стоянок, в Северном Прикаспии обнаружены и исследованы энеолитические погребения и могильники. В урочище Нарым-бай среди большого количества керамики, золы, кремня и других материалов найден маленький тесло — плоский рубящий инструмент из зеленого камня, рядом с ним — пять крупных овальных бусин и одна маленькая круглая бусина, две из них окрашены охрой — природной красной краской. На другой стороне бархана в этом же урочище нашли еще одно небольшое тесло из темно-коричневого камня. Здесь же обнаружили массу костей животных, кварцитовые отщепы и обломки керамики.
Остатки могильников эпохи энеолита исследованы в урочище Таутюбе. Здесь нашли крупные бусы, три кремневых наконечника стрел треугольной формы, два наконечника в виде рыбки, керамику, кости, кварцитовые и кремневые изделия.
Энеолитический могильник находился в большой котловине бархана в 2,5 км к северу от Нового Караузека. В нем обнаружены окрашенные охрой кости человеческого скелета и близ него — двусторонне обработанный наконечник стрелы из черного кремня. Среди костей оказалась крупная широкая ножевидная платина с ретушью и скребковидные орудия.
Остатки еще одного энеолитического могильника найдены близ Кошалака. Около черепа и плеча человеческого скелета найдены две ножевидные пластины и наконечник стрелы из серого кремня вытянутой треугольной формы. Все они окрашены красной охрой. В районе груди найдено несколько плиток розового мела с обработанными краями.
Весь костяк был усыпан медными бусами, отчего кости его окрасились окисью меди в зеленый цвет.
Многочисленные находки костей животных, большая часть которых приходится на кости лошадей, свидетельствуют о развитии скотоводческого хозяйства у населения Северного Прикаспия в эпоху энеолита, причем Волго-Донской район некоторые ученые называют местом первого приручения и широкого использования коня в хозяйственной деятельности.
Энеолитические племена нашего края продолжали заниматься охотой и рыболовством, но скотоводству с этого времени отводится все большая роль.
О зарождении имущественной и социальной дифференциации в Поволжье в период развитого энеолита свидетельствуют находки каменных скипетров, которые считаются символами власти. Начинается патриархальный этап общественного развития, процесс расслоения аморфного до сих пор общества, выделения вождей и знати, которые сосредотачивают в своих руках власть и богатство.
Следующая глава — Ямная культура в Астраханском крае