Ногайцы

Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Мы благодарим за вклад, который Вы сделаете.

Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826

Вы также можете помочь порталу без ущерба для себя! И даже заработать 1000 рублей! Прочитайте, пожалуйста!

24943547Ногайцы Астраханской области делятся на 4 подгруппы: юртовские ногайские татары, ногайцы-карагаши, утары и кундровцы.

Юртовские ногайские татары

Вопрос о происхождении этнической группы юртовских татар вызывает острые дискуссии среди этнографов. Одни исследователи видят в них ногайцев – выходцев из Большой Ногайской Орды, переселившихся под Астрахань во второй половине XVI — начале XVII вв. Другие – особую группу «астраханских татар» — потомков татар Астраханского ханства. Третьи считают их потомками хазар или печенегов.

На мой взгляд, этническая общность юртовских ногайских татар, известных также как «астраханские татары» — смешанного ногайско-татарского происхождения. Она складывается в окрестностях Астрахани во второй половине XVI — первой четверти XVII вв. Её основу составили переселившиеся под Астрахань ногайцы, выходцы из Большой Ногайской Орды и Орды Едисан, возможно включившие в свой состав остатки прежнего тюркского («татарского») населения Астраханского ханства. В источниках того времени новая общность именовалась по разному: «ногаи», «татары», «ногайские татары», «астраханские татары», «юртовские татары». Связано это было с традиционным для русских и иностранных авторов XVI – XIX вв. расширительным употреблением названия «татары» для обозначения разных тюркских народов, таких как ногайцы, туркмены, казахи и др. В XVIII-XIX вв. за астраханскими ногайскими татарами закрепилось название «юртовские» (в ряде источников это переводится как «туземцы», «те татары, кои где-нибудь своё постоянное место жительства имеют», «живущие домами», «местные»).

В XVIII-XX вв. юртовцы активно контактировали (в частности, посредством межэтнических браков) с казанскими и мишарскими татарами – переселенцами из Среднего Поволжья. Эта интеграция с татарами особенно усилилась в советские времена, когда все группы астраханских ногайцев (включая и самую многочисленную – юртовскую), в связи с политикой государства по включению малых народов в более крупные этнические общности, были причислены к татарам.

С самого начала своего существования как отдельной, специфической этнической общности, юртовские татары вели полукочевой образ жизни, постепенно оседая в сезонных поселениях – «юртах» под Астраханью. В течении XVIII в. они переходят к оседлому и полуоседлому образу жизни. Ими основываются несколько селений-аулов, возникших, видимо, на основе «юртов» в окрестностях Астрахани: Тияк, или Царёвская слобода, Зацарёво (совр. микрорайон Нариманово в Советском районе г.), Каргалик, или Каргала (совр. с. Карагали в Приволжском районе Астраханской области), Кизань, или Кзан (совр. с. Татарская Башмаковка в Приволжском районе Астраханской области), Май легуль, или Майлекуль (совр. с. Яксатово в Приволжском районе Астраханской области), Бусдамгуль, или Буздамгуль (совр. с. Кулаковка в Приволжском районе Астраханской области), Кази-аул (совр. пос. Мошаик в Ленинском районе г. Астрахани), Джамене, или Жамеле, Жэмэле[1] (совр. с. Три Протока в Приволжском районе Астраханской области). Кроме того, во второй половине XVIII в. юртовцы основали также сёла Солянка, Кучергановка, Янго-аул. А в самом начале XIX в. к оседлости перешла небольшая группа кочующих юртовских татар, точнее их едисанская подгруппа, основав аулы Келечи (совр. с. Килинчи в Приволжском районе Астраханской области) и Семек (совр. с. Семиковка в Приволжском районе Астраханской области). Позже из аула Семек выделился аул Ярлы-тюбе (совр. с. Осыпной Бугор в Приволжском районе Астраханской области). Юртовские татары жили в своих поселениях только зимою, а летом кочевали вокруг них. В течение XIX-XX вв. юртовцы окончательно перешли к осёдлости.

На сегодняшний день среди большинства юртовцев преобладает ориентация на татарскую культуру. В конце 1980-х гг. в школах было восстановлено преподавание татарского языка. Часть юртовской интеллигенции принимает участие в татарском национально-культурном движении. В то же время у юртовцев имеет место осознание своей отличности от татарского этноса и наличие памяти о своём ногайском происхождении, что, в частности, фиксируется в сохраняющемся архаическом самоназвании — «нугай», или «нугай-татар».

Ногайцы-карагаши

Ногайцы-карагаши (в дореволюционных источниках – «кундровские татары») – выходцы из Малой Ногайской (или Казиевой) Орды, располагавшейся в XVI-XVIII вв. в Прикубанье и являвшейся вассальной по отношению к Крымскому ханству. По сохранившимся преданиям, предки карагашей кочевали в районе современного г. Пятигорска. От местности, изобиловавшей деревьями породы кара-агач, и произошло название карагаш, что дословно можно перевести как «чернолесцы». В 1723 г. эта группа была пленена калмыками и обложена данью. До конца XVIII в. они пребывали в составе Калмыцкого ханства, кочуя в зимний период с калмыками, а в летнее время отдельно достигая территории Астраханской губернии. После ухода большинства калмыков в 1771 г. в Джунгарию, карагаши освободились и перешли непосредственно в российское подданство. Им отвели для кочевания земли в Красноярском уезде Астраханской губернии. В 1788 г. карагаши основали два селения – Сеитовку (на р. Ахтубе) и Хожетаевку (на р. Берекет). В течение XIX в. путём выселения из этих сёл образуются другие аулы карагашей: Лапас, Ясын-Сокан, Малый Арал, Большой Джанай, Малый Джанай и др. В этих сёлах карагаши зимовали, а летом кочевали, живя в юртах. Скотоводство составляло основу их экономики. Известно также, что карагаши сеяли просо. Окончательное оседание карагашей на землю произошло только в период колхозного строительства, в 20-30-е гг. XX в.

Утары

Утары, или ногайцы-алабугатцы, «алабугатские татары» – ногайская субэтническая группа Астраханской области, возникла в конце XVIII в. в результате административного объединения кочевых юртовских ногайцев, части окалмыченных казахов-томутов, туркмен, татар с Зензели (последние сами появились в результате смешения юртовских татар с казанскими татарами), а впоследствии к ним присоединились 25 семей кочевых «татар Бухарского двора». Вследствие близости языков, хозяйственно-культурного уровня произошло слияние этих различных этнических компонентов в новую этническую группу. По свидетельству российского этнографа П.И. Небольсина (1817-1893), 100 кибиток «алабугатских татар» в середине XIX в. были приписаны к юртовскому селению Солянка и кочевали в северо-западном прибрежье Каспийского моря, по Линейному Тракту, в окрестностях станций Алабугской и Тернековской.

Ныне утары проживают в Республике Калмыкия (в г. Лагань, пос. Улан-Хол), а также отдельные семьи – в татарских сёлах Зензели (в совр. Лиманском районе Астраханской области) и Янго-Аскер (в совр. Наримановском районе Астраханской области).

Кундровцы

Другая ногайская субэтническая группа – кундровцы, кундровские ногайцы – «кундрав ногайлар» (ныне проживающие преимущественно в с. Тулугановка Володарского района Астраханской области) – характеризуется как переходная от юртовцев к карагашам, в результате контактирования с последними в период совместного кочевания в XIX – начале XX вв. По свидетельству московского этнографа В.Д. Пятницкого, «сами карагаши, а также татары указанных сёл (бывшие Иске Кундрау и Яна Кундрау, а ныне с. Тулугановка – А.С.) за одну народность себя не признают. Кундровцы тяготеют к татарам юртовским, а карагаши держатся особняком»[2]. Язык кундровцев, по мнению современного елабужского лингвиста Л.Ш. Арсланова, занимает промежуточное положение между языками карагашей и юртовцев с преобладанием черт, свойственных языку последних.

Ногайское национально-культурное возрождение

Ногайское национально-культурное возрождение, начавшееся в «перестроечный» период, характеризовалось особой активностью. Во многом это было вызвано тем фактом, что в советские времена астраханские ногайцы, как малочисленный народ, при проведении Всесоюзных переписей обычно включались в состав более многочисленных татар. Через систему образования и отдельные мероприятия проводилась татаризация культуры и языка групп астраханских ногайцев. Однако, во время проведения Всесоюзной переписи 1989 г. в Астраханской области впервые, после долгого времени, почти 4 тыс. чел. записали себя как «ногайцы». Это были, в основном, карагаши, в меньшей степени, чем юртовцы, подвергшиеся влиянию татарской культуры и сохранившие ногайские черты культуры и самосознания.

В 1990 г. образовалось областное общество ногайской культуры «Бирлик» («Единство»), председателем которого были избран карагаш Р.У. Джуманов. Важнейшими задачами этой организации стали реабилитация национального самосознания астраханских ногайцев, возрождение языка и культуры. С этой целью активисты общества проводили большую научно-исследовательскую работу по изучению истории и культуры своего народа, результаты которой регулярно публиковались в местной прессе и научных сборниках. Одно время на местном телевидении выходила телепередача «Тулпар»[3]. «Бирликовцы» активно сотрудничали с ногайцами Ставрополья, Дагестана и Карачаево-Черкессии. Традиционным мероприятием для общества стали ежегодные «Джанибековские чтения», посвящённые известному ногайскому учёному и просветителю, уроженцу Астраханского края Абдул-Хамиду Джанибекову (1879-1955). В ряде школ Астраханской области (в местах компактного проживания карагашей) начал преподаваться ногайский язык (с 2005 г. его также ввели в качестве спецкурса в Астраханском филиале Волгоградской государственной академии государственной службы). Однако, в 2006 г. общество по иску руководителя Р.У. Джуманова было распущено решением Ленинского районного суда г. Астрахани.

В 2003 г. возникла Астраханская областная общественная организация «Молодёжный центр ногайской культуры «Эдиге»», вначале возглавленный Р.Ж. Абдуллаевым, а с 2006 г. — А.Р. Бигалиевым. Информационным рупором «Эдиге» стал одноименный вестник-самиздат. Центр проводит молодёжные вечера, научно-практические семинары и др.

[1] Название происходит от эмеков — особой этносоциальной группы из неполноправных потомков военнопленных и переселенцев из разных мест (ногайцев, чеченцев, лезгин и др.), обязанных поставлять продовольствие и находиться при юртовских аристократах (мирзах, или мурзах) и родовых старшинах (табунных головах) в качестве личной прислуги. Помимо Трёх Проток эмеки также проживали в Кулаковке и Осыпном Бугре. В XIX в., при окончательном оседании юртовских татар, большинство мурз, табунных голов и эмеков утратили свой сословный статус. Российское правительство уравняло всех их в правах перед законом.

[2] Пятницкий В.Д. Карагачи (По материалам поездки в 1927 г.) // Землеведение. Географический журнал им. Д.Н. Анучина. Т. 32. Вып. 3-4. М., 1930. С. 155.

[3] Тулпар – крылатый конь в тюркской мифологии.

(по материалам А.В. Сызранова Этносы и этнические группы Астраханской области.Справочное пособие, Астрахань, ОМЦ НК 2008, — 72 с.)

Добавить комментарий