Ногайцы

24943547Ногайцы Астраханской области делятся на 4 подгруппы: юртовские ногайские татары, ногайцы-карагаши, утары и кундровцы.

Юртовские ногайские татары

Вопрос о происхождении этнической группы юртовских татар вызывает острые дискуссии среди этнографов. Одни исследователи видят в них ногайцев – выходцев из Большой Ногайской Орды, переселившихся под Астрахань во второй половине XVI — начале XVII вв. Другие – особую группу «астраханских татар» — потомков татар Астраханского ханства. Третьи считают их потомками хазар или печенегов.

На мой взгляд, этническая общность юртовских ногайских татар, известных также как «астраханские татары» — смешанного ногайско-татарского происхождения. Она складывается в окрестностях Астрахани во второй половине XVI — первой четверти XVII вв. Её основу составили переселившиеся под Астрахань ногайцы, выходцы из Большой Ногайской Орды и Орды Едисан, возможно включившие в свой состав остатки прежнего тюркского («татарского») населения Астраханского ханства. В источниках того времени новая общность именовалась по разному: «ногаи», «татары», «ногайские татары», «астраханские татары», «юртовские татары». Связано это было с традиционным для русских и иностранных авторов XVI – XIX вв. расширительным употреблением названия «татары» для обозначения разных тюркских народов, таких как ногайцы, туркмены, казахи и др. В XVIII-XIX вв. за астраханскими ногайскими татарами закрепилось название «юртовские» (в ряде источников это переводится как «туземцы», «те татары, кои где-нибудь своё постоянное место жительства имеют», «живущие домами», «местные»).

В XVIII-XX вв. юртовцы активно контактировали (в частности, посредством межэтнических браков) с казанскими и мишарскими татарами – переселенцами из Среднего Поволжья. Эта интеграция с татарами особенно усилилась в советские времена, когда все группы астраханских ногайцев (включая и самую многочисленную – юртовскую), в связи с политикой государства по включению малых народов в более крупные этнические общности, были причислены к татарам.

С самого начала своего существования как отдельной, специфической этнической общности, юртовские татары вели полукочевой образ жизни, постепенно оседая в сезонных поселениях – «юртах» под Астраханью. В течении XVIII в. они переходят к оседлому и полуоседлому образу жизни. Ими основываются несколько селений-аулов, возникших, видимо, на основе «юртов» в окрестностях Астрахани: Тияк, или Царёвская слобода, Зацарёво (совр. микрорайон Нариманово в Советском районе г.), Каргалик, или Каргала (совр. с. Карагали в Приволжском районе Астраханской области), Кизань, или Кзан (совр. с. Татарская Башмаковка в Приволжском районе Астраханской области), Май легуль, или Майлекуль (совр. с. Яксатово в Приволжском районе Астраханской области), Бусдамгуль, или Буздамгуль (совр. с. Кулаковка в Приволжском районе Астраханской области), Кази-аул (совр. пос. Мошаик в Ленинском районе г. Астрахани), Джамене, или Жамеле, Жэмэле[1] (совр. с. Три Протока в Приволжском районе Астраханской области). Кроме того, во второй половине XVIII в. юртовцы основали также сёла Солянка, Кучергановка, Янго-аул. А в самом начале XIX в. к оседлости перешла небольшая группа кочующих юртовских татар, точнее их едисанская подгруппа, основав аулы Келечи (совр. с. Килинчи в Приволжском районе Астраханской области) и Семек (совр. с. Семиковка в Приволжском районе Астраханской области). Позже из аула Семек выделился аул Ярлы-тюбе (совр. с. Осыпной Бугор в Приволжском районе Астраханской области). Юртовские татары жили в своих поселениях только зимою, а летом кочевали вокруг них. В течение XIX-XX вв. юртовцы окончательно перешли к осёдлости.

На сегодняшний день среди большинства юртовцев преобладает ориентация на татарскую культуру. В конце 1980-х гг. в школах было восстановлено преподавание татарского языка. Часть юртовской интеллигенции принимает участие в татарском национально-культурном движении. В то же время у юртовцев имеет место осознание своей отличности от татарского этноса и наличие памяти о своём ногайском происхождении, что, в частности, фиксируется в сохраняющемся архаическом самоназвании — «нугай», или «нугай-татар».

Ногайцы-карагаши

Ногайцы-карагаши (в дореволюционных источниках – «кундровские татары») – выходцы из Малой Ногайской (или Казиевой) Орды, располагавшейся в XVI-XVIII вв. в Прикубанье и являвшейся вассальной по отношению к Крымскому ханству. По сохранившимся преданиям, предки карагашей кочевали в районе современного г. Пятигорска. От местности, изобиловавшей деревьями породы кара-агач, и произошло название карагаш, что дословно можно перевести как «чернолесцы». В 1723 г. эта группа была пленена калмыками и обложена данью. До конца XVIII в. они пребывали в составе Калмыцкого ханства, кочуя в зимний период с калмыками, а в летнее время отдельно достигая территории Астраханской губернии. После ухода большинства калмыков в 1771 г. в Джунгарию, карагаши освободились и перешли непосредственно в российское подданство. Им отвели для кочевания земли в Красноярском уезде Астраханской губернии. В 1788 г. карагаши основали два селения – Сеитовку (на р. Ахтубе) и Хожетаевку (на р. Берекет). В течение XIX в. путём выселения из этих сёл образуются другие аулы карагашей: Лапас, Ясын-Сокан, Малый Арал, Большой Джанай, Малый Джанай и др. В этих сёлах карагаши зимовали, а летом кочевали, живя в юртах. Скотоводство составляло основу их экономики. Известно также, что карагаши сеяли просо. Окончательное оседание карагашей на землю произошло только в период колхозного строительства, в 20-30-е гг. XX в.

Утары

Утары, или ногайцы-алабугатцы, «алабугатские татары» – ногайская субэтническая группа Астраханской области, возникла в конце XVIII в. в результате административного объединения кочевых юртовских ногайцев, части окалмыченных казахов-томутов, туркмен, татар с Зензели (последние сами появились в результате смешения юртовских татар с казанскими татарами), а впоследствии к ним присоединились 25 семей кочевых «татар Бухарского двора». Вследствие близости языков, хозяйственно-культурного уровня произошло слияние этих различных этнических компонентов в новую этническую группу. По свидетельству российского этнографа П.И. Небольсина (1817-1893), 100 кибиток «алабугатских татар» в середине XIX в. были приписаны к юртовскому селению Солянка и кочевали в северо-западном прибрежье Каспийского моря, по Линейному Тракту, в окрестностях станций Алабугской и Тернековской.

Ныне утары проживают в Республике Калмыкия (в г. Лагань, пос. Улан-Хол), а также отдельные семьи – в татарских сёлах Зензели (в совр. Лиманском районе Астраханской области) и Янго-Аскер (в совр. Наримановском районе Астраханской области).

Кундровцы

Другая ногайская субэтническая группа – кундровцы, кундровские ногайцы – «кундрав ногайлар» (ныне проживающие преимущественно в с. Тулугановка Володарского района Астраханской области) – характеризуется как переходная от юртовцев к карагашам, в результате контактирования с последними в период совместного кочевания в XIX – начале XX вв. По свидетельству московского этнографа В.Д. Пятницкого, «сами карагаши, а также татары указанных сёл (бывшие Иске Кундрау и Яна Кундрау, а ныне с. Тулугановка – А.С.) за одну народность себя не признают. Кундровцы тяготеют к татарам юртовским, а карагаши держатся особняком»[2]. Язык кундровцев, по мнению современного елабужского лингвиста Л.Ш. Арсланова, занимает промежуточное положение между языками карагашей и юртовцев с преобладанием черт, свойственных языку последних.

Ногайское национально-культурное возрождение

Ногайское национально-культурное возрождение, начавшееся в «перестроечный» период, характеризовалось особой активностью. Во многом это было вызвано тем фактом, что в советские времена астраханские ногайцы, как малочисленный народ, при проведении Всесоюзных переписей обычно включались в состав более многочисленных татар. Через систему образования и отдельные мероприятия проводилась татаризация культуры и языка групп астраханских ногайцев. Однако, во время проведения Всесоюзной переписи 1989 г. в Астраханской области впервые, после долгого времени, почти 4 тыс. чел. записали себя как «ногайцы». Это были, в основном, карагаши, в меньшей степени, чем юртовцы, подвергшиеся влиянию татарской культуры и сохранившие ногайские черты культуры и самосознания.

В 1990 г. образовалось областное общество ногайской культуры «Бирлик» («Единство»), председателем которого были избран карагаш Р.У. Джуманов. Важнейшими задачами этой организации стали реабилитация национального самосознания астраханских ногайцев, возрождение языка и культуры. С этой целью активисты общества проводили большую научно-исследовательскую работу по изучению истории и культуры своего народа, результаты которой регулярно публиковались в местной прессе и научных сборниках. Одно время на местном телевидении выходила телепередача «Тулпар»[3]. «Бирликовцы» активно сотрудничали с ногайцами Ставрополья, Дагестана и Карачаево-Черкессии. Традиционным мероприятием для общества стали ежегодные «Джанибековские чтения», посвящённые известному ногайскому учёному и просветителю, уроженцу Астраханского края Абдул-Хамиду Джанибекову (1879-1955). В ряде школ Астраханской области (в местах компактного проживания карагашей) начал преподаваться ногайский язык (с 2005 г. его также ввели в качестве спецкурса в Астраханском филиале Волгоградской государственной академии государственной службы). Однако, в 2006 г. общество по иску руководителя Р.У. Джуманова было распущено решением Ленинского районного суда г. Астрахани.

В 2003 г. возникла Астраханская областная общественная организация «Молодёжный центр ногайской культуры «Эдиге»», вначале возглавленный Р.Ж. Абдуллаевым, а с 2006 г. — А.Р. Бигалиевым. Информационным рупором «Эдиге» стал одноименный вестник-самиздат. Центр проводит молодёжные вечера, научно-практические семинары и др.

[1] Название происходит от эмеков — особой этносоциальной группы из неполноправных потомков военнопленных и переселенцев из разных мест (ногайцев, чеченцев, лезгин и др.), обязанных поставлять продовольствие и находиться при юртовских аристократах (мирзах, или мурзах) и родовых старшинах (табунных головах) в качестве личной прислуги. Помимо Трёх Проток эмеки также проживали в Кулаковке и Осыпном Бугре. В XIX в., при окончательном оседании юртовских татар, большинство мурз, табунных голов и эмеков утратили свой сословный статус. Российское правительство уравняло всех их в правах перед законом.

[2] Пятницкий В.Д. Карагачи (По материалам поездки в 1927 г.) // Землеведение. Географический журнал им. Д.Н. Анучина. Т. 32. Вып. 3-4. М., 1930. С. 155.

[3] Тулпар – крылатый конь в тюркской мифологии.

(по материалам А.В. Сызранова Этносы и этнические группы Астраханской области.Справочное пособие, Астрахань, ОМЦ НК 2008, — 72 с.)

Добавить комментарий