Казахи

Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Мы благодарим за вклад, который Вы сделаете.

Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826
Или можете сделать пожертвование через

Вы также можете помочь порталу без ущерба для себя! И даже заработать 1000 рублей! Прочитайте, пожалуйста!

04608562Астраханские казахи — выходцы из Младшего жуза[1], переселившиеся в междуречье рек Волги и Урала в 1801 г. (переселение продолжалось до 1803 г.). Основным инициатором казахской миграции был султан Букей, сын хана Младшего жуза Нурали. В Волго-Уральское междуречье он привёл 5 тыс. кибиток (семей), а затем прибыло ещё 1 265 кибиток. Так образовалась Внутренняя, или Букеевская Орда (также Киргиз-Казачья, Киргиз-Кайсакская[2]). Данное государственное образование, хотя и пользовалось внутренней автономией, находилось в прямой зависимости от Российской империи. Территория, на которой находилось ханство, являлось собственностью России, а хан считался находящимся на службе у русского императора. В 1812 г. султан Букей, уже провозглашённый ханом представителями родовой знати с соблюдением старинного ритуала поднятия на белой кошме, был официально утверждён в этом статусе имперской администрацией в г. Уральске.

После смерти Букея в 1815 г. ханством управлял в качестве регента при малолетнем сыне Букея Джангире султан Шигай, брат Букея. В 1824 г. в ханское звание был возведён Джангир, правивший Ордой до своей смерти в 1845 г. И хотя ханская власть после него не восстанавливалась (для управления казахами был создан «Временный комитет по управлению киргизской ордой»), вопрос о назначении нового наследника хана не снимался в правительственных органах вплоть до середины 1850-х гг. С этого времени можно говорить об окончательном упразднении Букеевского ханства и начале нового периода в истории Букеевской Орды. С середины XIX в. и до 1876 г. Букеевская Орда подчинялась в административном отношении Оренбургскому генерал-губернатору, а с 1876 г. – Астраханскому губернатору.

Букеевские казахи вели кочевую жизнь и, в основном, занимались кочевым скотоводством. Кочевали аулами, которые насчитывали от 5 до 10 и более кибиток, составляя одно семейство. У каждого аула были свои маршруты кочевок и места зимовок (кыстау). Разводили овец, лошадей, верблюдов, коз, коров, баранов. Вспомогательную роль играли охота и рыболовство. Казахи часто занимались извозным промыслом, нанимались на рыболовные суда. Важное место в экономике Букеевской Орды занимала торговля с русскими, армянами, татарами, немцами. Центрами торговли были ярмарки в Ханской Ставке, в с. Болхуны Черноярского уезда Астраханской губернии, в Гурьеве, Уральске и в Астрахани. Казахи торговали скотом, кожами, шерстью, овчинами, козьим пухом, звериными шкурами и тут же на этих ярмарках закупали хлеб, сафьян, шёлк, сукно, меха, холст, бязь, сахар, чай, железные изделия и др.

«Столицей» Букеевской Орды была Ханская Ставка (совр. пос. Урда Западно-Казахстанской области Республики Казахстан). Начало этому селению положил хан Джангир, построивший себе большой дом в Рын-песках. Примеру правителя вскоре последовали некоторые баи (богачи) и султаны. Во второй половине XIX — начале XX вв. население Ставки состояло из казахов (знать, писари, прислуга, работники-поденщики), русских (астраханские и уральские казаки, чиновники, купцы), татар (купцы), армян (купцы). В Ставке была мечеть, православная церковь, мужская школа, торговые лавки, жилые дома, ярмарка.

Казахское общество Букеевской Орды делилось на два основных сословия:

1. «белая кость», к которому относились ханы и их потомки-султаны, возводящие свой род к Чингисхану. Они управляли народом, были свободны от уплаты податей и телесных наказаний. К «белой кости» также причисляли и ходжей — потомков мусульманских святых, освобождённых от податей;

2. «чёрная кость», т.е. простой народ, кочевники-скотоводы (шаруа). Платили подати в пользу хана; не платили только те, кто обладал особыми тарханными грамотами, даваемыми за заслуги, родовые старшины, киргизы-пастухи, нанимающиеся к уральским казакам. «Чёрная кость» была неоднородна в социально-имущественном положении: выделялись бедняки и богачи-баи.

Несколько особняком стояли представители мусульманского духовенства – муллы.

Казахи издревле придерживались ислама суннитского направления ханифитского мазхаба. Однако, многие исследователи Букеевской Орды неоднократно отмечали слабые позиции ислама среди кочевников. Хан Джангир проводил последовательную политику исламизации своих подданных. Так, в частности, при нём в Орду активно приглашались татарские муллы, увеличилось количество мечетей и мусульманских школ – мектебов. В начале XX в. в Киргизской степи Астраханской губернии насчитывалось 120 мечетей (правда, большинство из них располагались в кочевых жилищах — юртах) и 84 мектеба для обучения казахских детей. Однако, наряду с упрочившимися позициями «официального» ислама, у астраханских казахов по сей день сохранился широкий круг представлений и обычаев, восходящих своими корнями или тесно переплетённых с доисламскими традициями, которые подверглись влиянию мусульманской религии. Это, прежде всего, исламизированное шаманство (баксылык), анимистические верования, культ предков, культ святых и их могил (аулья, авлия), обряды вызывания дождя (кудай жол) и др.

Казахи делились на племена, роды (ру), родовые подразделения. Родовой состав букеевских казахов в целом напоминал родовой состав Младшего жуза, в котором насчитывалось 27 подразделений. Но из трёх основных родоплеменных групп этого жуза — «бай улы», «алим улы» и «жете ру» — в Волго-Уральское междуречье переселились в основном байулинцы – 14 родов, в т.ч. адай, алача/алаша, байбакты, бериш/берш, жаппас, иссык, маскар, исентемир, кызылкурт, ногай, тана, черкеш/шеркеш, таз, тюленгют. В меньшей степени встречаются ру алимулинцев (в частности, кита), а из последней группы «жете ру» наиболее часты представители ру табын и тама.

В конце XIX в. казахов в Астраханской губернии насчитывалось 205 820 чел. После того, как большая часть Букеевской Орды отошла к Советскому Казахстану (с 1920 г. — Казахская АССР, с 1936 – Казахская ССР), естественно сократилась и численность астраханских казахов. Однако, на протяжении второй половины XX в. наблюдался её неуклонный рост: в 1959 г. казахов насчитывалось 70 тыс. чел., в 1989 г. — более 126 тыс., в 2002 г. — более 142 тыс. Сегодня казахи – вторая по численности группа населения в регионе. Они проживают в г. Астрахани и во всех районах Астраханской области, численно преобладая в Володарском и Красноярском. Возрождаются и развиваются лучшие традиции астраханских казахов.

В 1990 г. образовалось Астраханское областное общество казахской культуры и языка «Жолдастык» («Товарищество» или «Содружество»). Председателем был избран Н.С. Искаков, возглавляющий общество долгие годы. Общество стало вести активную работу по следующим направлениям: развитие национального языка и культуры, пропаганда казахских традиций и праздников, работа с молодёжью, создание средств массовой информации на казахском языке и др. Так, с 1990 г. до 2006 г. на местном телевидении транслировалась передача «Атамекен» («Земля отцов»; первоначально называлась «Жолдастык»). Выходили передачи на казахском языке и в радиоэфире. С 1991 г. обществом издаётся газета «Ак Арна» («Чистый родник»).

Обществом была проделана огромная работа по пробуждению в народных массах национального самосознания, возрождению обычаев и традиций астраханских казахов. Так, в частности, с 1991 г. в казахских сёлах области ежегодно стал отмечаться весенний праздник Наурыз. Активно работают молодёжные секции общества в Астраханском государственном техническом университете и Астраханской государственной медицинской академии.

С 1991 г. в Астраханском педагогическом училище ведётся подготовка учителей казахского языка для начальных классов. В 65 школах области в местах компактного проживания казахов предметно или факультативно преподаётся казахский язык. В 2003 г. в Астраханском государственном университете открыта специальность «учитель казахского языка и литературы».

Общество регулярно проводит «Дни казахской культуры» и другие мероприятия, посвящённые памяти казахского композитора Курмангазы Сагырбаева (1823-1896, или 1806-1879), его ученицы, домбристки Дины Нурпеисовой (1861-1955), писателя и поэта Абая Кунанбаева (1845-1904), писателя Мухтара Ауэзова (1897-1961).

В 1996 г. в с. Алтынжар Володарского района состоялось торжественное открытие мавзолея Курмангазы. Спустя почти десять лет, в 2005 г. рядом с этим памятником был открыт Межгосударственный культурный центр им. Курмангазы, который стал хорошей базой для развития культурного наследия астраханских казахов и укрепления дружественных отношений между Астраханской областью и Республикой Казахстан. А 13 декабря 2008 г. в Астрахани, в центре площади, образованной на пересечении улиц Советская и Калинина открыли бронзовый памятник Курмангазы. Монумент стал подарком Республики Казахстан к 450-летию Астрахани.

[1] Традиционно казахский народ состоит из трёх жузов (казах. жуз – «сотня», «часть», или «союз»): Старший (Улы жуз), Средний (Орта жуз) и Младший (Киши жуз). У казахских жузов имелись следующие особенности 1) внутреннее региональное единство; 2) этническое единство; 3) культурно-хозяйственная общность; 4) общность политического руководства. Также у каждого жуза имелось своё исторически сложившееся пространство, территория. У Старшего жуза – это Семиречье (Жетысу) и Южный Казахстан, у Среднего – Центральный, Восточный и Северный Казахстан, у Младшего – низовья Сырдарьи и Западный Казахстан.

[2] В прошлом в русской этнической терминологии существовала путаница в употреблении названий «казак» («казах») и «киргиз»; казахов с начала XVIII в. именовали «киргиз-кайсаками», впоследствии «киргиз-казаками» или, чаще «киргизами», а настоящих киргизов русские называли «кара-киргизами». Кроме того, этническое имя «казак» могло смешиваться с названием русского военного сословия (казаки донские, сибирские, астраханские и т.д.). Истинное самоназвание казахского народа – «казак» — сохранялось в казахском языке и в языке других народов Средней Азии (при этом два этнических названия – «казак» и «киргиз» — никогда не смешивались). В русском языке с 1930-х гг., во избежание существовавшей прежде терминологической путаницы, название этого народа стали произносить и писать как «казах».

(по материалам А.В. Сызранова Этносы и этнические группы Астраханской области. Справочное пособие, Астрахань, ОМЦ НК 2008, — 72 с.)

Добавить комментарий