Средневолжские татары-переселенцы

Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Мы благодарим за вклад, который Вы сделаете.

Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826

Вы также можете помочь порталу без ущерба для себя! И даже заработать 1000 рублей! Прочитайте, пожалуйста!

70522457Средневолжские, или волго-уральские татары (казанские и мишарские) — переселенцы из Среднего Поволжья – появились в Астраханском крае в XVIII в. Первая волна казанских татар переселилась в г. Астрахань в конце XVII — начале XVIII вв. Они селились в Казанской и Татарской (рядом с юртовскими татарами) слободах Земляного города. В то время как юртовцы Татарской слободы продолжали входить в состав своих прежних улусов и находились в подчинении табунных голов, казанские татары — главным образом купцы — официально числились «ясашными людьми» и вносили в астраханскую Приказную избу ясашный сбор[1]. В 1702 г. в Астрахани жили 260 ясашных татар. В 1706 г. казанские ясашные татары были переданы в ведение главного юртовского табунного головы, который и стал собирать с них ясашный сбор. Среди городских татар уже в то время были татары из Казанской, Симбирской, Пензенской, Саратовской и Рязанской губерний. Впоследствии, в течение XVIII – начала XX вв. происходило регулярное пополнение городского татарского населения новыми переселенцами. Так, к середине XVIII в. в г. Астрахань начали переселяться татары-мишари из-под Пензы (т.н. «алты-авыллы»), Нижнего Новгорода (т.н. «неджгарлар») и окрестностей г. Темниковска в Мордовии.

Во второй половине XVIII в. в Астраханской губернии стали возникать татарско-переселенческие села. В 60-70-х гг. XVIII в. казанские татары обосновались в с. Каменный Яр (татар. Ташлы Яр, основано первоначально чувашами и мордвой; в совр. Черноярском районе Астраханской области). В 1786 или 1788 г. средневолжские татары основали с. Малые Чапурники вблизи Царицына, а оттуда, в 1787-1789 гг., — с. Курченко, или Курочкино (татар. Картузан-аул; в совр. Наримановском районе Астраханской области). В начале 1790-х гг. несколько переселенцев из Курченко основали с. Зензели (татар. Жидале-аул; в совр. Лиманском районе Астраханской области), а колонисты из Каменного Яра – с. Линейное (татар. Кэменни-аул; в совр. Наримановском районе Астраханской области).

В 30-х годах XIX в. (по разным данным, в1833, 1836 или 1838 г.) татары-мишари основали село Бахтияровка около г. Царицына (и Малые Чапурники, и Бахтияровка входили в Астраханскую губернию). Тогда же пензенские мишари, беглые солдаты из царской армии, самовольно основали с. Янго-Аскер («Новый воин/солдат»; в совр. Наримановском районе Астраханской области) вблизи с. Курченко и с. Линейное. В 1864 г. татарами из Линейного и Каменного Яра было основано с. Туркменка (татар. Тулке-аул; в совр. Наримановском районе Астраханской области).

Особый вопрос — о самовольном переселении в Нижнее Поволжье казанских и мишарских татар, ранее скрывавшихся в Букеевской Орде. За чёрные шапки, которые они носили, казахи называли их «каракалпаками». По свидетельству П.И. Небольсина, в Нижнем Поволжье каракалпаки появились около 1817 г. Ранние, казанские татары-«каракалпаки» и сейчас живут среди казахов, сохраняя родной язык и основы культуры на границе Волгоградской и Саратовской областей России и Западно-Казахстанской области Казахстана. В Астраханской области их отдельные семьи и группы растворились среди казахов и ногайцев-карагашей. Мишарские же татары-«каракалпаки», уйдя из Букеевской Орды, основали в 40-х гг. XIX в. сс. Биштюбинка (татар. Биш-Тюбе) и Новая Кучергановка (татар. Кильдермеш, или Каракалпак-аул) в современном Наримановском районе Астраханской области.

В начале ХХ в. в Астрахань переселилась последняя группа средневолжских (казанских) татар, нанявшихся батраками к зажиточным юртовцам. В 1918 г. они объединились и основали собственное село Новые Булгары (татар. Яна Болгар; в совр. Икрянинском районе Астраханской области).

Татары – третья по численности (после русских и казахов) группа населения Астраханской области. По переписи 2002 г. их насчитывается (вместе с записавшими себя как «астраханские татары») 72 489 чел., или 7,3 % от общего количества жителей.

В 1989 г. было образовано Астраханское областное общество татарской национальной культуры «Дуслык» («Дружба»), председателем которого стал М.Х. Ережепов (в настоящее время — А.И. Алмаев). В числе инициаторов создания общества были Ж. Фатхулин, А. Измайлов, С. Гатаулина, А. Дулатова, З. Муратова и др. Общество ставит своими главными задачами развитие, популяризацию и пропаганду татарской национальной культуры и языка. «Дуслык», в частности, всегда оказывал поддержку в становлении и деятельности татарских творческих коллективов. Общество совместно с Министерством культуры (ранее – департаментом) и Областным методическим центром народной культуры ежегодно проводит областной праздник Сабантуй. Также, наряду с другими национальными обществами, активисты «Дуслык» принимают участие в организации весеннего праздника Наурыз.

Общество «Дуслык» инициировало появление в области татарских СМИ. С 1991 г. стала выходить (точнее – возобновила свою работу[2]) газета «Идель» («Волга») – на русском и татарском языках. «Идель» освещает новости татарской общественной и культурной жизни, как в Астраханской области, так и Республике Татарстан. Наряду с газетой регулярно (вплоть до 2006 г.) выходили радио- и телепередачи «Туган тел» («Родной язык») на татарском языке. В 2002 г. при обществе была открыта библиотека татарской литературы.

В 2000-х гг., наряду с «Дуслыком», появились альтернативные татарские общественные организации: Областное общество татарской национальной культуры «Хаджи-Тархан» (председатель – З.З. Муратова) и женское общественное объединение «Ак калфак» («Белые шапки»; председатель – С.З. Вафина). Однако, в настоящий момент они фактически бездействуют, существуя лишь на бумаге.

Весной 2011 г. по инициативе татарской общественности Астрахани и при поддержке администрации губернатора Астраханской области было решено установить в городе памятник выдающемуся татарскому народному поэту, литературному критику, публицисту и переводчику Габдулле Тукаю (1886-1913Т), который посетил наш город в 1911 г. Средства на изготовление и установку памятника были собраны в виде спонсорской помощи, пожертвований частных лиц и общественных организаций. Всю работу по осуществлению этого проекта взяло на себя общество «Дуслык».

[1] Ясак – дань, в основном натурой (в виде пушнины, скота и т.п.).

[2] Газету «Идель» в Астрахани в 1907-1914 гг. издавал известный ногайско-татарский просветитель Абдурахман Умеров (или Абд ар-Рахман Гумари) (1867-1933).

(по материалам А.В. Сызранова Этносы и этнические группы Астраханской области.Справочное пособие, Астрахань, ОМЦ НК 2008, — 72 с.)

Добавить комментарий