Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Мы благодарим за вклад, который Вы сделаете.
Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826
Вы также можете помочь порталу без ущерба для себя! И даже заработать 1000 рублей! Прочитайте, пожалуйста!
В «Книге путешествий» исследователя Самуила Гмелина воспроизведен очень редкий старинный рисунок — учуг. Сейчас это малопонятное слово почти не употребляется, а еще в середине XIX в. кто не знал об учугах, благодаря которым наживали свои богатства купцы Сапожниковы, князья Куракины, Всеволожские и другие?
Учуги — древнейший и варварский способ рыболовства. В народе бытовало мнение, что происхождение учугов татарское. Татары устраивали учуги, или деревянные забойки, которые преграждали путь рыбе, идущей на нерест. В огромном скоплении рыб легко было отбирать ценные осетровые породы.
После присоединения Астрахани к Русскому государству Иван Грозный повелел устроить учуги на протоках: Чагане, Уваре и Яманчуге (Иванчуге). Затем рыболовные забойки были устроены на Камызяке, Бузане и Гурьеве. Все эти учуги стояли на главных, глубоких протоках. В устье рыбу не ловили, чтобы не преграждать ей путь в учуги. При учугах в селениях жили работные люди, занимавшиеся ловом на откупщика. Ватаги были тут же, по берегам.
Однако вернемся к рисунку. Рисунок вызывает большой интерес не только из-за своей редкости, но и потому, что детально передает все тонкости учужного лова.
Узкая, но быстрая протока перегорожена забойкой. Забойка — это крепкие бревна, заколоченные в грунт протоки и скрепленные веревками и жердями. Но забойка не просто деревянный забор. Учуг имеет на рисунке четыре двора-ловушки. Крупная рыба заходила в ловушки, но выбраться оттуда уже не могла. Тут-то ее и багрили ловцы железными темляками, а потом втаскивали в лодку. Крупных белуг волокли к берегу по воде.
Неизвестный художник XVII в. изобразил лов рыбы на учуге сверху, как бы с птичьего полета. Это дало ему возможность показать не только всю схему рыбных ловушек, но и правильно изобразить расстановку ловцов в лодках.
Приблизительно в то же время сделал рисунок учугов на Волге голландский парусный мастер Стрюйс. И хотя голландский путешественник выгравировал на меди целую панораму учужского промысла с множеством кораблей и лодок с деревянными частоколами через всю реку, его картина уступает по точности изображения рисунку русского художника.
Тот же Стрюйс писал о дешевизне рыбы: «Рыба и мясо продаются в Астрахани за ничтожную цену. Крупный осетр или карп в 30 фунтов весом, или 25 сельдей, таких жирных, каких я никогда не видел в Голландии, стоят один стейвер. Кроме того, здесь множество окуней, линей, щук и судаков, по своему вкусу и виду напоминающих слоистую треску…»
Однако в верховых городах и в Москве астраханская рыба ценилась дороже, и вся выгода от ее продажи доставалась астраханским промышленникам и купцам. Особенно богатые рыболовные угодья были захвачены духовенством. Только что построенный в Астрахани Троицкий монастырь жаловал сам царь Иван IV. В одной из своих грамот царь писал: «А буде кто через сию нашу Великих государей жалованную грамоту архимандрита Рувима и строителя старца Феодосия с братией в том монастыре станут обижать и в тех монастырских водах и в урочищах будет насильно рыбу ловить или ниже их монастырских учугов, дерзнет забойки ставить или учуги запирать и тем людям от нас Великих государей быть в великой опале и наказании…»
Церковь сказочно богатела за счет дарового труда приписанных к учугам работных людей. И большинство из них были колодники, сосланные в Астрахань за «воровство». Было много и пришлого люда. Нужда заставляла браться их за самый тяжелый учужный труд. Церковники зорко следили за ходом работ на рыбных промыслах. Стоило кому-либо нанести малейший ущерб доходам монастырей, как в Москву летели челобитные.
В 1627 году архимандрит Рафаил с братией жаловался царю Михаилу Федоровичу на торгового человека ярославца Дружину Назарьева, что он 18 августа «…насильством заложил горловину и протоки Карасы ниже Иванчуга, в которую идет в учуг рыба».
По царскому указу забойку промышленника Назарьева велено было разломать.
Право и правда всегда оставались на стороне монастыря, если даже нарушались церковные установления. Например, митрополит Иосиф разрешал курить «патриаршим водолазам», хотя остальных смертных церковь за курение греховного зелья сурово карала. Дело в том, что работа водолазов была самой опасной и трудной. Для того, чтобы установить учужную забойку с ловушками, приходилось нырять глубоко под воду и скреплять частокол. Под водой приходилось действовать топорами и ножами, выполняя довольно сложные работы. Во время работы водолазы дышали под водой через длинные камышовые трубки. И трудились там не одиночки, а целые отряды ныряльщиков во главе со своими атамана¬ми. Работали и в осеннюю стужу. Тогда им разрешали выдавать даже вино. Так, однажды старец Иосиф привез в Астрахань по распоряжению патриарха 40 ведер «зелена вина для учужных водолазов».
Один из водолазов обязательно присутствовал и при багрении. Так, на описанном выше рисунке ныряльщик сидит один с шестом в лодке. Лодка находится по течению к забойке, чтоб и при погружении водолаза вода прибывала к учугу. А нырять приходилось часто. При большом скоплении рыб забойка местами ломалась, и ее необходимо было подправлять.
В обязанности ныряльщиков входило «в воду лазати и дыри в учуге заделывати, чтоб ходу рыбе не было».
Обработка рыбы производилась резальщиками и солильщиками. Резальщики приготовляли рыбу для засолки, что требовало особых навыков. В нарядные записи резальщиков вносились условия, по которым они должны «рыбу резати длинныя и косячная, осетры и белуги и шевриги мастерски, чтобы режучи рыбы не портить и хрящей не подрезывати».
Солильщики должны были натирать рыбу солью и укладывать в стопы. На каждом учуге имелся также икряной мастер, изготовлявший икру, и клеевщик, делавшей клей и вязигу.
В 1704 году по указу Петра I все монастырские и частные рыболовные угодья перешли в государственное ведомство, под управление рыбной конторы. Великий реформатор хотел монополизировать рыбный промысел, приносящий огромные доходы. В октябре 1722 года Петр I, находясь в Астрахани, посетил рыболовные учуги в Камызяке и Иванчуге. Придавая большое значение экспорту каспийской рыбы, царь указал: «Опробовать рыбы для отпуску за море таким образом: солить свежих осетров, изрезать и закупоривать в небольшие бочки, других варить в тузлуке и наливать уксусом, так же опробовать наливать рыбьим жиром и в таких же бочках закупоривать. Оные пробы делать как из осетров, так и из севр (севрюг). Опробовать же солить сельди, которые в Каспийском море…»
В 1762 году все рыбные промыслы, казенные воды и учуги были отданы астраханскому «градскому обществу». Однако все выгоды перепали не городу, а нескольким известным купцам, из которых ежегодно выбирались два туза — управляющие. Управляющие жили на широкую ногу, имели за городом роскошные дачи, устраивали частые пиры. Главнейший доход получался с учугов. Уловы были огромные. 3 ноября 1771 года в течение двух часов на одном из учугов было поймано 500 белуг, каждая весом от 40 до 70 пудов.
Академик Озерцовский в своем описании Астрахани в 1783 году упоминает о четырех старых учугах: Вельском на роке Белой, Бирюльском на реке Бирюле, Басаргинском на реке Басарге и Урустобском на реке Волге. Басаргинский учуг был пожалован царем архиепископу Пахомию в 1645 году взамен обмелевшего Чуркинского и славился большой доходностью. При этом учуге была церковь св. Иоанна Богослова. Но в 1719 году священник с причтом были изгнаны за лихоимство работными людьми. На Урустобском учуге также была церковь. И оттуда через два года изгнали священника.
В марте 1733 года астраханская гарнизонная канцелярия сообщила епископу: «Имеющаяся близ Седлисто-бугоринского магазина церковь Божия запустела и стоит без пения божественной литургии многие годы…»
Однако нового священника на учуг так и не послали—промысловое значение урустобеких вод упало. Про Красноярский учут в конце XVIII в. писалось: «И ныне те воды лежат впусте».
Число казенных «учугов в то время было неопределенное. Дело в том, что в некоторых протоках горловины засыпало песком, и прибылая вода, разливаясь очень широко, делала лов рыбы невозможным.
Более устойчивыми оказались четыре учуга: Иванчугский, Уваринский, Камызякский и Чаганский.
Но в начале XIX в. Чаганский учуг перешел в частные руки. В небольшой прекрасно оформленной книге «Астраханская флора (Карманная книжка на 1827 год)», изданной Николаем Розенмейером в Петербурге, есть литография павильона Чаганского промысла. Ступени роскошного павильона спускаются к самой воде. Здесь же видна и учужная забойка.
Автор так описывает причину появления павильона на берегу протока: «Здесь, миновав забойку, или, лучше сказать, хитрую западню, построенную из свай поперек протока — для удобнейшего уловления рыбы, мы усмотрели на берегу противоположном селение и подле самого плота, для . складки рыбы устроенного, красивый в новейшем вкусе отделанный павильон, окруженный великолепною колоннадой. Этот павильон был построен иждивеньем первостатейных купцов братьев Сапожниковых в 1825 году по случаю ожидаемого приезда АлександраI». Кроме Сапожниковых, крупными арендаторами учужных вод были князья Куракины.
Сенатор Л. Свиньин, бывший в Астрахани в 1828 году, описывал учуги так: «Весною соберется до тысячи лодок, и когда беляк войдет в учужные горловины, то ловят плавными сетями: ускользающая от сетей рыба попадает в «бани», откуда баграми ее вытаскивают». (Банями назывались ловушки между забойками, как показано на рисунке).
Но ловили рыбу не только сетями, использовалась крючковая спасть. В записках Свиньина говорится далее: «…более ста лодок полетели на верную добычу, каждая к своему счалу (крючковая снасть), мы па косной лодке пустились объезжать их. Зрелище сие превзошло все виденное мною на этой реке: рыбаки беспрерывно вытаскивали из воды огромных осетров, белуг и севрюг, убивая их с необыкновенным искусством и проворностью колотушками или разрезая им мгновенно нос острым ножом…
Я видел на плоту сотню огромных рыб, положенных без дыхания у моих ног. Сильный рыбак с топором в руках рассекал им головы с удивительной точностью, тотчас же надрезал спины острым ножом, вытягивая жилы из хрящей…»
В конце 1843 года в Астрахань была назначена ревизия под руководством князя Гагарина, с которой прибыл и И. С. Аксаков, будущий русский публицист, сын писателя С. Т. Аксакова.
Иван Сергеевич только что окончил училище правоведения и оказался в свите князя в качестве чиновника. Ревизии подлежали дела астраханской рыбной экспедиции. Аксаков очень образно передавал в письмах впечатления от этого щекотливого дела: «Ревизовать рыбную контору, все равно что дотронуться до пыльного платья: вся контора делается полна пылью».
А. Марков «Были Астраханского края»