Фотогалерея на Ахматовской

Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Мы благодарим за вклад, который Вы сделаете.

Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826

Вы также можете помочь порталу без ущерба для себя! И даже заработать 1000 рублей! Прочитайте, пожалуйста!

65319929После нескольких попыток создать в городе фотогалерею нам наконец удалось это сделать. Итак, 13 мая 2012 года войдет в историю астраханской фотографии как год появления первой художественной галереи с поэтическим названием «Фотогалерея на Ахматовской». В ней представлены работы известных астраханских фотографов, которые уже много лет являются членами народной фотостудии «Дельта», Астраханского отделения Союза фотохудожников России и фотоклуба «Радуга».

В культурном развитии города это событие важное и немного грустное.

Важное — так как это первая художественная фотогалерея, где будут выставляться, в том числе на продажу, работы лучших наших фотомастеров. А грустное — оттого что это происходит с большим запозданием по российским меркам и с огромным — по мировым. В этом отношении Астрахань — последний крупный город на Волге и один из последних крупных городов в европейской части России, где уже давно существуют художественные фотогалереи.

Итак, что же это такое художественная фотогалерея? Впервые они стали появляться в Европе в 60-е годы ХХ века. Возможности фотографии расширялись, и люди стали замечать, что не только портреты близких людей, родственников и предков могут висеть на стенах домов, но и хорошая, сделанная со вкусом художественная фотография, оформленная под стекло, а затем в паспарту и багет, может украсить интерьер жилого дома или служебного помещения.

Фотографический рынок моментально среагировал на это. Тематика была самой разнообразной, от какого-нибудь городского места или места действия, скажем, на городском ипподроме, пляже или в парке, до самых простых и понятных вещей — это пейзаж, натюрморт, архитектура… По мере того как художественная фотография укрепляла свои позиции и отстаивала свои права называться произведением искусства, появлялись модные направления.

Например, в 60-е годы ХХ века возник спрос на фотографию, на которой изображены капли дождя на оконном стекле. И появилось на рынке большое количество различных вариаций на эту тему. Рекордсменом был известный пражский фотограф — пан Судек. В мире он прославился тем, что всю жизнь, в разное время суток и в разную погоду, фотографировал для фотовыставок Карлов мост и снимал окно своей мастерской. В разные годы своей жизни, в дождливую и пасмурную породу, он сделал более двухсот выставочных фотографий окна своей мастерской, при этом ни разу не повторившись. Это, конечно, «высший пилотаж» в области художественной фотографии. Среди мастеров того времени укреплялось понимание того, что при творческом подходе фотография — это бездна.

Разумеется, это только один из примеров различных модных направлений, но наряду с этим классика во все времена была и остается на самом видном месте.

В нашей стране первые галереи стали появляться в начале 90-х годов ХХ века. Самая первая, в которой я побывал в конце 1990 года, это «Галерея на Солянке» (она и до сих пор существует). Если память не изменяет, это была выставка скандинавских фотографов в рамках какого-то фотофестиваля в Москве. Но первая в стране чисто фотографическая — это фотогалерея «Школа». Появилась она в 1991 году, и возглавила ее Ирина Меглинская.

Тогда применительно к Астрахани сделать что-либо подобное без поддержки властей казалось нереальным. А сегодня спасибо предпринимателям, которые вкладывают свои деньги в создание астраханской фотогалереи и при этом знают, что на первых порах этот вид бизнеса прибыли не принесет.

Теперь немного о том, что творится на этом рынке в Астрахани, хотя «рынка» как такового нет. Дело в том, что у нас огромное количество отделов при магазинах, которые торгуют всевозможными картинами и картинками, оформленными в аляпистые рамы и рамочки. И это один из самых продаваемых товаров. Так называемые картины и постеры печатаются типографиями большими тиражами, оформляются в рамки и распространяются по всей стране. Это массовая продукция по сходной цене. Об АВТОРСТВЕ здесь никакой речи не может идти.

Теперь о том, чем руководствуются люди в цивилизованном мире, заходя в фотогалерею и присматривая для интерьера оформленную авторскую художественную фотографию. Ориентируются на жанр, мастерство исполнения, тональность и уровень оформления, размер изображения, на цену, ну и, конечно же, на АВТОРА. Продвинутый или начинающий, перспективный или…

Дело в том, что художественная фотография как вид изобразительного искусства имеет свою историю, своих авторов, направления, жанры… Даже на примере Астрахани мы знаем несколько имен фотографов, которые навсегда вошли в историю астраханской фотографии. Это С.М. Вишневский (работал последние 40 лет XIX века), В. Егоров (80-90-е годы XIX века), С.И. Климашевская, А.Д. Роговенко, М.А. Козлов, С.И. Карягин, Р.Ф. Баденмюллер и многие другие. Из астраханских фотографов советского периода самым известным в мире считается Марк Степанович Редькин. Фронтовой фотокорреспондент газеты «Красная звезда», впоследствии фотомастер издательства «Планета». Фотографии, отпечатанные даже в настоящее время с его фронтовых негативов, приобретаются коллекционерами всего мира. Из более поздних и ныне здравствующих фотографов — это Александр Шевелев.

Фотоработы Александра Шевелёва

40738819

41847040

48474979

Работа «След» была удостоена золотой медали на Всесоюзной выставке 1987 г.

50618628

В 80-е годы ХХ века, несмотря на отечественную допотопную фототехнику, художественная фотография в Советском Союзе была на достаточно высоком уровне, было огромное количество всероссийских, всесоюзных, зональных, областных и прочих фотовыставок. Такого количества фотосеминаров различного уровня не проводилось никогда. Мы тогда знали и общались с фотографами всего Союза и знали, кто из себя что представляет. И в эти годы из астраханских фотографов одним из лучших в Союзе был А.Г. Шевелев, это бесспорно, и это помнят все серьезные фотографы бывшего Союза, а его направление в винтажной черно-белой фотографии — «местное тонирование», или «локальный вираж» — в то время существовало только в теории и в фотографических справочниках того времени. Были, правда, в стране неуклюжие попытки материализовать это на фотобумаге, но впервые на высоком художественном уровне это удалось только нашему астраханскому товарищу, и этот момент в ракурсе истории развития отечественной фотографии требует детального изучения.

В сегодняшнем фотографическом мире непосвященному человеку заблудиться очень легко. В те времена на любом российском или союзном фотоконкурсе в составе жюри в подавляющем большинстве были достаточно подкованные люди, и в основном шел объективный отбор лучших. В настоящее время проблема не столько с хорошими фотографами, сколько с составом жюри на конкурсах или с фоторедакторами (бильдредакторами) в различных издательствах, которые растут как грибы, в результате чего все ориентиры сбиты и не к кому обратиться за советом, а предложений со всех сторон очень много. Остается одно — постоянное самосовершенствование.

В «Галерее на Ахматовской» работы на астраханскую тематику будут представлены с большим перевесом, также будут представлены работы по ближнему и дальнему зарубежью и, конечно же, по России. Наша галерея не предлагает фотокартины на баннерной ткани, не предлагает постеров, которые печатаются в типографиях большими тиражами, в основном будут авторские работы, хотя некоторое количество фоторепродукций старой Астрахани присутствовать должно. Поддержите астраханских фотохудожников.

Фото Александра Шевелева

П. Просянов

«Волга», 26.06.2012 №87 (26153)

Добавить комментарий