Г. Г. Корноухова — «Горе обвешивающим…»

Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Мы благодарим за вклад, который Вы сделаете.

Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826

Вы также можете помочь порталу без ущерба для себя! И даже заработать 1000 рублей! Прочитайте, пожалуйста!

00790890«Горе обвешивающим…» К проблеме существования обмана в деловой культуре мусульманских предпринимателей Российской империи конца XIX — начала ХХ в.*

Проблема существования и развития деловой культуры в Российской империи в конце XIX – начале ХХ в. представляет собой чрезвычайно интересный и пока еще не до конца исследованный вопрос. Многонациональный и поликонфессиональный состав населения Российского государства обуславливает изучение обозначенной проблемы в соответствующем разрезе – через рассмотрение деловой культуры отдельных этноконфессиональных предпринимательских сообществ.

39517219Мусульманское население России, являясь наиболее многочисленным после православного, без сомнения, было неотъемлемым участником предпринимательской жизни нашего государства и, вступая в деловые отношения со своими партнерами, демонстрировало особенности своего делового поведения. Это, в свою очередь, было зафиксировано в различных источниках: в газетах, в документах ярмарочных биржевых комитетов, в делах окружных и коммерческих судов, воспоминаниях современников и пр.

К настоящему времени на вооружении исторической науки существует метод, в соответствии с которым выявленные черты делового поведения представителей отдельных конфессий рассматриваются в тесной связи с религиозно-этическими ценностями данных сообществ. Это, в свою очередь, позволяет определить, насколько типичной являлась та или иная черта делового поведения представителей делового мира Российской империи конца XIX – начала ХХ столетия1.

С точки зрения изучения особенностей деловой культуры российских мусульман дореволюционной России при использовании указанного метода, Волжско-Уральский регион, безусловно, представляет собой чрезвычайно ценный объект исследования, поскольку является одним из основных очагов многовекового существования исламской религии в Российском государстве и территорией, характеризующейся большой долей присутствия тюркских мусульманских народов в общем объеме населения. Так, согласно Первой Всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года на долю мусульман в Уфимской губернии приходилось 49% (1.148.318 чел.) всего губернского населения2, в Астраханской губернии – 30,6 % населения (307.008 чел.)3, в Казанской губернии – 29% (633.024 чел.)4, в Оренбургской губернии – 22,8% (365.543 чел.)5, в Самарской губернии – более 10% (288.655 чел.)6.

Обратимся к материалам, которые предоставляет Астраханский регион, являющийся одним из крупных центров сосредоточения торговой жизни Российского государства, в которой активное участие принимали представители мусульманской конфессии. В частности, рассмотрим проблему точности взвешивания товара мусульманскими продавцами при его отпуске. Здесь очевидной становится недобросовестность мусульманских предпринимателей. По результатам внезапной ревизии мер и весов проведенной в 1908 г. в г. Астрахани поверенными Астраханской Поверочной Палатки в общественных торгово-промышленных заведениях, были установлены многочисленные случаи использования незаконных гирь и весов, у которых были просроченные или вовсе отсутствовали государственные клейма. Как правило, весовые чашки и гири оказывались не выверенными и давали неправильные показатели. В частности у десяти продавцов-мусульман, торговавших на Татарском базаре было проверено 24 шт. весов и 104 шт. разновесных гирь. Незаконными из них оказались 8 весов и 42 гири, что составляло 33 % и 40 % соответственно от их общего количества.

Для того чтобы рассмотреть подробнее, что собой представляли незаконные весы и гири обратимся к делу торговца Хусяина Альмяшева. При осмотре принадлежавшего ему торгового инвентаря оказалось, что чашки весов и гири не имеют установленных законом клейм. При этом чашки оказались не равными между собой, а гири имели в дне выемку и были соответственно легче установленной законом нормы. Так, гиря в 10 фунтов (1 фунт = 409,5 граммов) являлась легче на 6 золотников (1 золотник = 4,26 граммов) и 48 долей (1 доля = 0,044 граммов), в 5 ф. – на 5 зол. и 12 дол., в 3 ф. – на 3 зол. и 3 дол., в 1 ф. – на 12 дол. Между тем, допускаемая законом погрешность не должна была превышать для гирь в 10 ф. 1 зол. и 4 дол., в 5 ф. – 50 дол., в 3 ф. – 30 дол., в 1 ф. – 10 дол.7

О том как осуществлялся процесс взвешивания мы можем видеть из письма адресованного приставу 4-го участка г. Астрахани от 24 августа 1912 г., написанного самим заведующим палаткой мер и весов, обходившего мясные ряды центрального рынка г. Астрахани – Большие Исады, традиционно отличающегося присутствием большого количества мусульманских продавцов, торговавших фруктами, бакалейными продуктами и мясом.8 Он пишет следующее: «Обходя мясные ряды на Больших Исадах, я почти во всех лавках заметил следующее: коромысло с чашами привешено над прилавком настолько низко, что одна из чашек, когда весы свободны от груза, касается прилавка, а другая свободно висит над полом. На первую чашу кладут гири, на вторую – отпускаемый товар – мясо. Таким образом, в сторону, где ставят гири, коромысло не может получить никакого уклона и стрелка всегда показывает равновесие весов.

И вот, благодаря такой нехитрой уловке со стороны торговцев, создаются условия для крупного и открытого обвеса и обмера ничего не подозревающей публики, а именно отпускается, допустим, 10 ф. мяса, гиря в 10 ф. ставится на ту чашу, которая касается прилавка, на другую чашку бросается не 10, а 8 или 7 ф. мяса и весы покажут равновесие, так как отклонение стрелки в сторону гири в 10 ф. для покупателя незаметно и он хотя бы и следил за стрелкой несет домой вместо 10 ф., 8 или 7 ф.»9

Далее Председатель Палатки обращается с просьбой принять необходимые меры по наведению порядка: «Возможность такого мошенничества так очевидна и настолько велика, что ради интересов обывателя Палатка считает нравственным долгом просить Вас немедленно, путем хотя бы отбирания подписок обязать торговцев на Больших Исадах, в особенности мясные ряды, подвешивать свои коромысла на такую высоту, чтобы ни одна из чаш отнюдь не касалась прилавка и чтобы при наложении небольшого груза на ту или иную чашку, когда весы свободны, получалось видимое отклонение стрелки в обе стороны».10

Теперь рассмотрим, насколько данное поведение соответствовало религиозным установкам. Для этого обратимся к Корану. Здесь о необходимости точного соблюдения веса и меры указывается примерно в шести аятах (6:152, 7:85, 11:84–85, 17:35, 83:1–3). В частности, в одном из них говорится: «И будьте верны в мере, когда отмериваете, и взвешивайте правильными весами» (17:35). Более того, в законах Шариата обвешивание попадает под категорию «харам зулми» – действие, категорически запрещаемое и осуждаемое исламским моралью, а также то, что грех может быть отпущен только в том случае, если его простит само пострадавшее лицо, то есть тот, кого обвесили.11

Однако на практике мусульманские предприниматели занимались очевидным обвешиванием покупателей, оставаясь при этом людьми высоко религиозными и заботившимися о спасении своих душ. Более того, весьма вероятно, что мусульманские торговцы оставались уверенными в том, что данными действиями они ни в коей мере не препятствуют своему спасению. Возникает вопрос – каким образом возможно объяснить столь противоречивые факты?

Ключевым словом при поиске ответа является «справедливость». В основных правилах Шариата говорится, что запрещается «при купле, продаже, взвешивании нарушать справедливость с целью присвоения чужого имущества, денег».12 Что конкретно подразумевается под этим понятием, мы находим в Коране. В суре «Аль-Мутаффин» («Обвешивающие») в 1–3 аятах говорится: «Горе обвешивающим…». Однако далее идет конкретизация, кого именно из обвешивающих ждет неминуемое наказание. Ими оказываются те, «…которые хотят получить сполна, когда люди отмеривают им, а когда сами мерят или взвешивают для других, то наносят им урон».

Отсюда можно сделать вывод, что теоретически продавец имеет возможность совершить обвес покупателя без нанесения ущерба для своей души, но и сам он, в свою очередь, не должен предъявлять претензии при покупке товаров, если в следующий раз будут обвешивать его. Судя по отсутствию подобных жалоб со стороны мусульман в фондах Астраханского окружного суда и Астраханского городского полицейместера, мусульманское население Российской империи проявляло необходимую лояльность, не демонстрируя должной бдительности по данному вопросу.

Примечательно, что ни в одном другом аяте, кроме 83-го («Обвешивающие») не говорится, что обвешивающих ждет строгое наказание. Во всех других коранических стихах указание на необходимость точного соблюдения веса и меры носят исключительно рекомендательный характер, поскольку не содержат ни какой информации о виде наказания при несоблюдении данных правил.

Выяснение факта отсутствия в Коране категорического запрета на обвешивание покупателя продавцом дает основание утверждать, что данная модель поведения являлась типичной для мусульманских предпринимателей Российской империи рубежа XIX – ХХ веков. Не смотря на то, что в Коране и в законах Шариата присутствует неоднократный призыв соблюдать точность при взвешивании продукции, данную невыгодную с экономической точки зрения установку мусульманским предпринимателям удавалось обходить, не обрекая при этом на погибель свои души. Вероятно, в противном случае, если бы нарушение запрета на обвешивание грозило вечными муками, мусульманские торговцы были бы более педантичны в данном вопросе и подобно, например, иудеям, соблюдали точность при установлении веса товара.13 Однако согласно кораническому тексту серьезное наказание предусматривается только для конкретной категории лиц. К ней относятся продавцы, которые при обвешивании других для себя при этом требуют точного соблюдения веса.

Данное небольшое исследование демонстрирует продуктивную работу используемого метода, заключающегося в анализе воздействия религиозно-этической системы на нормы и институты, определявшие предпринимательскую практику. Не вызывает сомнения его эффективность в качестве инструмента для дальнейших исследований проблем деловой культуры мусульманских предпринимательских сообществ России в том числе в рамках Волжско-Уральского региона.

* Статья подготовлена в рамках проекта РГНФ 08.01.00443а.

1 См. об этом: Керов В.В. Конфессиональные основы деловой культуры и делового поведения // Вестник РУДН, серия История России – М., 2008. – № 3. – С. 51–64.

2 Первая Всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 г. – СПб., 1904. Т. 45. С. 7.

3 Ислам в Российской империи (законодательные акты, описания, статистика). – М., 2001. С. 324.

4 Первая Всеобщая перепись населения… – Т. 14. С. 7.

5 Там же. – Т. 28. С. 11.

6 Там же. – Т. 36. С. 3–4.

7 ГААО. Ф. 694. Оп. 2. Д. 36. Л. 9.

8 Там же. Д. 17. Л. 204-238.

9 Там же. Д. 50. Л. 195.

10 Там же.

11 http://uighur.narod.ru/islam/osnowy_shariata.html

12 Там же.

13 ГААО. Ф. 694. Оп. 2. Д. 17. Л. 59-60, 71, 88.

Г.Г. Корноухова, к.и.н., доцент кафедры истории России РУДН (г. Москва)

Добавить комментарий