Н. Мохова — «Городской музей»

Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Мы благодарим за вклад, который Вы сделаете.

Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826
Или можете сделать пожертвование через

Вы также можете помочь порталу без ущерба для себя! И даже заработать 1000 рублей! Прочитайте, пожалуйста!

42344426В одном из залов Астраханской картинной галереи висит небольшое полотно — уголок старого Петербурга. Кажущийся почти фантастическим, холодный свет луны заливает купола Исаакиевского собора. Адмиралтейство. Серебрится вода, чуть подернутая рябью от набежавшего ветра. Строго и четко вырисовывается на переднем плане силуэт Ростральной колонны. Ночной Петербург встает на картине, овеянный своеобразной морской романтикой, город-порт, по могучим водам реки которого могут плыть морские корабли. Это произведение принадлежит кисти художника-моряка, передвижника А. Боголюбова. Его имя вошло в историю русской художественной жизни не только как имя талантливого пейзажиста, которого Стасов называл одним из замечательнейших наших художников, но и как основоположника русских провинциальных музеев.

Внук писателя-революционера А. Н Радищева, А. Боголюбов первый понял, какое огромное значение для общей культуры народа могут и должны иметь местные художественные музеи. Его мысль об их организации была восторженно принята Репиным, который писал Стасову по атому поводу: «Поддержать и развить искусство может только одно: народные музеи, которые следует основать во всех больших городах. Пока их ив будет, не будет и настоящего искусства». В 1885 году стараниями А. Боголюбова в Саратове был открыт первый в России провинциальный художественный музей. Его открытие опередило и основание Государственного Русского музея, возникшего на десятилетие позже, и превращение частной Третьяковской галереи в Москве в общественную.

Но мечта лучших русских художников смогла осуществиться в полной мере только в наши годы. Сейчас в стране нет такого значительного по числу населения города, который не располагал бы самостоятельным собранием художественных произведений. 8 1918 году была создана городская картинная галерея и в Астрахани. Фонды музея беспрерывно пополнялись; а 1941 году открылся отдел советского искусства, и теперь Астраханская картинная галерея располагает экспозицией, позволяющей показать историю развития национального искусства с конца XVII века вплоть до наших дней. Боровиковский. Рокотов, Брюллов, Федотов, передвижники, мастера идейного реализма — Репин, Суриков, Серов, В. Васнецов—многие из них представлены здесь первоклассными произведениями.

В творчестве А. Саврасова, одного из родоначальников русского реалистического пейзажа, главное место занимает широко известная картина «Грачи прилетели». «Как тут все чудесно, как зиму слышишь, ее свежее дыхание…» — отзывался о ней Стасов. Художник постоянно возвращался к этому полюбившемуся ему мотиву весеннего пробуждения природы. Поздний вариант темы «Грачей» — «Ранняя весна. Оттепель» — хранится в Астраханской галерее. Необычайно тонко н лирично передано в картине ощущение наступающих теплых дней, набухающих почек, первых проталин среди рыхлого, но еще сияющего белизной снега. Подобно Саврасову, представлены интересными вариантами своих крупнейших работ К. Савицкий — «Встреча иконы» и А. Куинджи — «Ночь на Днепре».

В том же зале, где находятся серии этюдов Поленова, Левитана. Серова, разместились работы двух ведущих мастеров-передвижников — Н. Ярошенио и В. Маковского. «Голова старика-крестьянина» относится к числу поздних произведений Ярошенко, как и очень характерная сценка «Новое время» В. Маковского — последняя н незавершенная картина живописца, начатая им уже после Октябрьской революции.

После пятнадцатилетней беспрерывной работы над заказными церковными росписями М. Нестеров наконец смог летом 1905 года уехать на этюды на Волгу. Покончив с тяготившими его заказами, он создает прекрасные портреты и одновременно большое эпическое полотно «За Волгой», в котором пейзаж как бы раскрывает образы людей в их связи с природой.

Портретные работы русских художников — интереснейший раздел галереи. Здесь и очень характерный красочный «Портрет дамы в зеленом» В. Тропинина и «Портрет молодой крестьянки» Д. Венецианова — одно из наиболее ранних изображений человека из народа в нашей живописи. Перов, создавший большую портретную серию русских писателей, композиторов, деятелей культуры, представлен в Астрахани портретом композитора П. С. Кампиони.

Заветы Перова — художника и педагога — оживают в произведениях его ученика П. Власова, уроженца Астрахани, всю жизнь работавшего а родном городе. После учебы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а затем в Академии художеств Власов вернулся на родину и открыл там студию. После революции он стал руководителем Художественного техникума, ныне преобразованного в Художественное училище его имени. Учеником Власова был другой известный живописец-астраханец. Б. Кустодиев. Его картины также представлены в галерее.

Огромное культурное и воспитательное значение изобразительного искусства, которое хорошо понимали передвижники, о котором не раз говорил Горький, наглядно раскрывается на примере Астраханской картинной галереи, рядового музея обыкновенного волжского города.

«Огонёк», №31, 1952 год.

76659876

Н. Ярошенко. Голова старика-крестьянина.

66144124

М Нестеров. За Волгой.

31591015

А. Саврасов. Ранняя весна. Оттепель.

63318561

А. Боголюбов. Лунная ночь на Неве близ Биржи.

Добавить комментарий