Н. Мохова — «Городской музей»

Уважаемый посетитель! Этот замечательный блог существует на скромные пожертвования. Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!


В последнее время форма пожертвований ЮMoney работает плохо. К сожалению...
Вы можете просто пополнить карту 2204 1201 0698 2552
Благодарю за вклад!

42344426В одном из залов Астраханской картинной галереи висит небольшое полотно — уголок старого Петербурга. Кажущийся почти фантастическим, холодный свет луны заливает купола Исаакиевского собора. Адмиралтейство. Серебрится вода, чуть подернутая рябью от набежавшего ветра. Строго и четко вырисовывается на переднем плане силуэт Ростральной колонны. Ночной Петербург встает на картине, овеянный своеобразной морской романтикой, город-порт, по могучим водам реки которого могут плыть морские корабли. Это произведение принадлежит кисти художника-моряка, передвижника А. Боголюбова. Его имя вошло в историю русской художественной жизни не только как имя талантливого пейзажиста, которого Стасов называл одним из замечательнейших наших художников, но и как основоположника русских провинциальных музеев.

Внук писателя-революционера А. Н Радищева, А. Боголюбов первый понял, какое огромное значение для общей культуры народа могут и должны иметь местные художественные музеи. Его мысль об их организации была восторженно принята Репиным, который писал Стасову по атому поводу: «Поддержать и развить искусство может только одно: народные музеи, которые следует основать во всех больших городах. Пока их ив будет, не будет и настоящего искусства». В 1885 году стараниями А. Боголюбова в Саратове был открыт первый в России провинциальный художественный музей. Его открытие опередило и основание Государственного Русского музея, возникшего на десятилетие позже, и превращение частной Третьяковской галереи в Москве в общественную.

Но мечта лучших русских художников смогла осуществиться в полной мере только в наши годы. Сейчас в стране нет такого значительного по числу населения города, который не располагал бы самостоятельным собранием художественных произведений. 8 1918 году была создана городская картинная галерея и в Астрахани. Фонды музея беспрерывно пополнялись; а 1941 году открылся отдел советского искусства, и теперь Астраханская картинная галерея располагает экспозицией, позволяющей показать историю развития национального искусства с конца XVII века вплоть до наших дней. Боровиковский. Рокотов, Брюллов, Федотов, передвижники, мастера идейного реализма — Репин, Суриков, Серов, В. Васнецов—многие из них представлены здесь первоклассными произведениями.

В творчестве А. Саврасова, одного из родоначальников русского реалистического пейзажа, главное место занимает широко известная картина «Грачи прилетели». «Как тут все чудесно, как зиму слышишь, ее свежее дыхание…» — отзывался о ней Стасов. Художник постоянно возвращался к этому полюбившемуся ему мотиву весеннего пробуждения природы. Поздний вариант темы «Грачей» — «Ранняя весна. Оттепель» — хранится в Астраханской галерее. Необычайно тонко н лирично передано в картине ощущение наступающих теплых дней, набухающих почек, первых проталин среди рыхлого, но еще сияющего белизной снега. Подобно Саврасову, представлены интересными вариантами своих крупнейших работ К. Савицкий — «Встреча иконы» и А. Куинджи — «Ночь на Днепре».

В том же зале, где находятся серии этюдов Поленова, Левитана. Серова, разместились работы двух ведущих мастеров-передвижников — Н. Ярошенио и В. Маковского. «Голова старика-крестьянина» относится к числу поздних произведений Ярошенко, как и очень характерная сценка «Новое время» В. Маковского — последняя н незавершенная картина живописца, начатая им уже после Октябрьской революции.

После пятнадцатилетней беспрерывной работы над заказными церковными росписями М. Нестеров наконец смог летом 1905 года уехать на этюды на Волгу. Покончив с тяготившими его заказами, он создает прекрасные портреты и одновременно большое эпическое полотно «За Волгой», в котором пейзаж как бы раскрывает образы людей в их связи с природой.

Портретные работы русских художников — интереснейший раздел галереи. Здесь и очень характерный красочный «Портрет дамы в зеленом» В. Тропинина и «Портрет молодой крестьянки» Д. Венецианова — одно из наиболее ранних изображений человека из народа в нашей живописи. Перов, создавший большую портретную серию русских писателей, композиторов, деятелей культуры, представлен в Астрахани портретом композитора П. С. Кампиони.

Заветы Перова — художника и педагога — оживают в произведениях его ученика П. Власова, уроженца Астрахани, всю жизнь работавшего а родном городе. После учебы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а затем в Академии художеств Власов вернулся на родину и открыл там студию. После революции он стал руководителем Художественного техникума, ныне преобразованного в Художественное училище его имени. Учеником Власова был другой известный живописец-астраханец. Б. Кустодиев. Его картины также представлены в галерее.

Огромное культурное и воспитательное значение изобразительного искусства, которое хорошо понимали передвижники, о котором не раз говорил Горький, наглядно раскрывается на примере Астраханской картинной галереи, рядового музея обыкновенного волжского города.

«Огонёк», №31, 1952 год.

76659876

Н. Ярошенко. Голова старика-крестьянина.

66144124

М Нестеров. За Волгой.

31591015

А. Саврасов. Ранняя весна. Оттепель.

63318561

А. Боголюбов. Лунная ночь на Неве близ Биржи.

Добавить комментарий