Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Мы благодарим за вклад, который Вы сделаете.
Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826
Вы также можете помочь порталу без ущерба для себя! И даже заработать 1000 рублей! Прочитайте, пожалуйста!
Рыбак в море
«Волга», 1965 год
Каспий! Суровое, щедрое море. Богатое дарами природы оно покоряется только смелым и упорным. Труд рыбака каспийского, храброго и гордого в своем служении народу, — это вечный подвиг, достойный зависти и уважения. Всегда в борении с морем, в летний зной и зимнюю стужу, дней и ночью бороздят рыболовецкие сейнеры просторы Каспия в поисках, живого серебра. Нелегко даются им уловы. Близок к истине поэт:
От пота, от рыбацкого.
Видать, моря соленые.
Не так и много их, пахарей моря, но на славу усердно выполняют они свой суровый долг, ежегодно добывая для страны миллионы центнеров рыбы. Вот и теперь, в последний год семилетки, хорошо ведут свои дела, перевыполнив полугодовой план. Особенно отличаются ныне наши колхозные рыбаки. Заслуженно поздравил их Государственный комитет по рыбному хозяйству СССР и пожелал новых успехов. Большими победами встретят они День рыбака.
Шестьдесят колхозных сейнеров в море — это шестьдесят боевых рыболовецких отрядов на трудовой вахте. В прошлом году они выловили 680 тысяч центнеров кильки, нынче будет еще больше. Добыча на каждый сейнер за три года возросла с 4 до 7 тысяч центнеров, в текущем году ожидается 8,7 тысячи. Передовые команды сейнеров, возглавляемые капитанами — Героем Социалистического Труда В. П. Евсеевым и депутатом Верховного Совета СССР П. Н. Игнатьевым, добывают в год по 13 — 1.7 тысяч центнеров кильки. Эти команды служат примером для всех.
Как достигается такая высокая добыча? Плотное использование промыслового времени, высокий уровень эксплуатации механизмов и орудий лова, продуманная расстановка команды, большое мастерство, взаимная поддержка я помощь, освоение и совмещение профессий — вот отличительные их черты. Этому и следует у них учиться.
Непременное условие успешной работы сейнера в море — полное техническое оснащение его, создание нормальных производственных и культурно-бытовых условий для команды. Государство дает нашим рыбакам новые современные суда, по своим мореходным данным и культурно-бытовым условиям намного превосходящие сейнеры старых образцов. Опыт передовиков показывает, что при желании можно всегда и на любом судне улучшать и совершенствовать работу.
Не все, однако, гладко идет у астраханских колхозных рыбаков, промышляющих в море.
Прежде всего, следует указать на непорядки в техническом состоянии и эксплуатации флота. Поломки машин и механизмов, нехватка запасных частей и тары — все это мешает маневренности судов, снижает производительность их использования., вызывает простои на лову, иной раз дезорганизует промысел. Как это обидно для людей, посвятивших себя морю.
По чьей все это вине?
В большой степени виноваты ремонтники. Простои на судоремонтных предприятиях сверх установленных норм составляют тысячи судо-часов. Особенно велики задержки на Волго-Каспийском судоремонтном заводе, где директором В. А. Шапошников. Вместо положенных для ремонта двух месяцев здесь толкутся возле каждого сейнера по 5-6 месяцев, да и после этого выпускают их с большими дефектами, плохо оснащенными. На заводе не созданы благоприятные условия для высокопроизводительного труда и досуга: судовые команды не обеспечиваются даже жильем. Какое уж тут качество ремонта!
Несколько лучше работает коллектив Мумринского судоремонтного завода, возглавляемый директором В. П. Екименко, секретарем партбюро В. К. Артамоновым. Передача ему государственных сейнеров, арендуемых колхозами, оправдала себя и дала положительные результаты. Имея своих флагманских специалистов, завод знает состояние судов, своевременно ставит их на ремонт, лучше оборудует. Но и этот завод допускает немало недостатков в ремонте и техническом уходе за судами на лову. Не потому ли, что материально он никак не отвечает за результаты работы своих судов в море?
Не всегда правильно ведут себя и некоторые команды, отдельные рыбаки, механики, капитаны. Случаются аварии, простои сейнеров и по их вине. Небрежность механика колхоза имени XX партсъезда Павлова и механика колхоза «Волга» Творогова вывела суда из строя на полтора-два месяца. Как же это получается, что люди, казалось бы, кровно заинтересованные в успешной работе своей команды, на деле вредят ей? Многое может проясниться, если учесть, что в рыболовецких командах колхозов работает немало сезонников. В колхозах имени Чапаева и «Путь Ленина» Лиманского района команды сейнеров наполовину состоят не из колхозников Кто же они, откуда пришли? В большинстве своем это прежние колхозники, когда-то ушедшие на заработки, а теперь вернувшиеся в родной колхоз в качестве сезонников. Работают в колхозе, живут с семьями в колхозном селе, а в колхоз не вступают. Не хотят связывать себя дисциплиной: когда выгодно — нанялся, когда вздумал — ушел, не считается с общественными интересами. От таких лучше бы избавиться.
Серьезно виновны и руководители АРКСа, колхозов, партийных организаций. Редко бывают они у рыбаков на Каспии, особенно на старых судах. Не заботятся об оснащении их, снабжении всем необходимым, не учат рыбаков передовым методам лова, не призывают команды к заботливому уходу за техникой и промысловым вооружением. Суда часто простаивают, не выполняют планы, наносится ущерб колхозу, снижаются заработки людей. Работать на этих судах, конечно, труднее. Но в хороших руках и они с пользой послужат еще годок-другой.
Руководители АРКСа и колхозов мало занимаются подготовкой, обучением, воспитанием кадров. О многом говорит один только факт, что число учащихся на курсах командного состава при главке «Каспрыба» из года в год снижается, сейчас на них учится только 14 человек, а не хватает капитанов и механиков свыше полусотни. Сменных команд в ряде колхозов нет, поэтому экипажи сейнеров находятся в море по 6 — 8 месяцев, вдали от дома и семьи. При этом часто у них не бывает радио, телевизоров и библиотечек, газеты и письма доставляются неаккуратно, с большими перебоями. Давно об этом идет разговор, но воз и ныне там.
Нет, не так надо относиться к труженикам Каспия. Рыбак в море — боец на переднем крае борьбы за изобилие, за коммунизм. Он заслуживает повседневного внимания и поддержки.
Содержать в полном порядке суда, хорошо их оборудовать, снабжать тарой и солью; все до единого обеспечить радиоприемниками, телевизорами, библиотечками, регулярно показывать кино, доставлять газеты и письма; организовать подготовку кадров, создать сменные команды, послать на курсы и в техникумы наиболее грамотных и добросовестных молодых людей, установив для них повышенные колхозные стипендии; но примеру колхозов «большевик» и «Красный чулпановец» окружить заботой семьи рыбаков, помочь им по хозяйству, в ремонте или строительстве домов.
За теплое участие в устройстве их быта рыбаки вдвойне отплатят своим самоотверженным трудом.
Первейший долг партийных организаций — ярче разжечь пламя социалистического соревнования и движения за коммунистический труд, добиться правильной организации и оплаты труда, материального и морального поощрения лучших; наладить чтение лекций и проведение политбесед, регулярно информировать команды о делах в колхозе, о внутреннем и международном положении страны. Надо усилить всю политическую, воспитательную работу, укрепить партийные и комсомольские группы, сделав их настоящим политическим ядром, авангардом всех подразделений славной рыбацкой армии.
За коммунистами и комсомольцами пойдут все труженики моря, не знающие устали в труде, в служении Родине.