Ш. К. Сиражетдинов — История села Новые Булгары

Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Мы благодарим за вклад, который Вы сделаете.

Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826
Или можете сделать пожертвование через

Вы также можете помочь порталу без ущерба для себя! И даже заработать 1000 рублей! Прочитайте, пожалуйста!

80817474Вниманию читателей предлагаются отрывки из книги татарского историка-краеведа, лауреата первого областного конкурса «Традиции живая нить — 1999» Шамиля Курбангалиевича Сиражетдинова «История села Новые Булгары»

Обряд бутка пешеру1

Этот обряд записан со слов Шамгуновой Хатимы Юнусовны 1917 года рождения. Родом она из Ульяновской области, Кулаткинского района, деревни Верхние Терешки:

«Я — мишарка. В 13 лет впервые участвовала в обряде бутка пешеру (тат. лит. ботка — каша; пешеру — варить). Это обряд вызова дождя — янгыр теляу. Перед войной приехала в село Новые Булгары. Год был засушливый. После пятничного намаза старики провели маслихат — совет. Было сказано, что год ныне засушливый. Дождей давно не было. Не поливаемые участки сохнут, сена тоже может быть мало. Предлагается провести обряд вызова дождя, то есть сварить кашу.

В назначенный день на берегу сложили два очага с котлами. Женщины Самихова Захида, Салахутдинова Рокыя хлопотали у котлов. Мы кто помоложе помогали им. Кто поднесет воду, кто дрова. Обычно ближе к берегу вода из-за волн мутная. Вот и стараешься заходить поглубже и зачерпнуть где почище. Я подносила дрова. Все село собралось на берегу у перевоза возле Байгльдиева Исая. У каждого принесенные из дома тарелки с ложкой и ведерки. После молитвы всех угощают кашей.

Потом начинается самое интересное. Если для детей и молодежи это возможность повеселиться, то старики преследуют чисто практические интересы. Им нужен дождь. А для этого необходимо не только сварить кашу, но и облиться водой. Но это уже с удовольствием берут на себя люди помоложе. Обливаем водой друг друга. Чтобы за ней далеко не ходить, место специально выбирают у воды. Подойдешь и с некоторой опаской, обольешь аксакала с головы до ног. Он только отряхнется, улыбаясь, и приговаривает: «Кабул булсын, балалар! Янгыр булсын!» Действительно вскоре прошел сильный дождь.

В следующий раз обряд янгыр телэу — вызов дождя был проведен в 1945 году при председательстве Сайфуллина Абдрахмана. В колхозе специально забили скот, выдали рис. С утра Хайретдинова Шамсенур, Яваева Калямгель хлопотали у котлов. Старики на валу у нынешнего клуба, сменяя друг друга, читали молитву. Наконец, стали раздавать кашу. Мы, дети, тоже получали свои порции. Наиболее смышленые из нас, вымыв посуду, вновь становились в очередь. Шамсенур-апа ругалась, боясь, что на всех не хватит, но упомнить всех не могла и выдавала еще раз. Тут начали все обливать друг друга. Вскоре показалась синяя туча, и прошел сильный ливень. Об этом рассказали Мажитов Якуб и Хамзяев Вахит.

По свидетельству Салахутдиновой Рокыи в селе в последний раз провели обряд в начале 70-х годов. Она назвала в числе участников ту же самую Самихову Захиду. Только они провели обряд за селом и принимали участие только бабушки. По всему видно, что обряд — булгарское наследие. Они сохранили его с языческих времён, когда их предки были кочевниками. Сходный обряд сохранили сегодня и калмыки».

Посиделки2

Посиделки назывались на русский лад — вечер, или по-татарски аулак йорт — дом на отшибе. Обычно это бывал дом, в котором родители уезжали в гости или в город. В зависимости от возраста играли в жмурки — сукыр тэкэ (слепой баран), или в фантик — мал салу (мал — скот, богатство, имущество, ценность; салу — класть).

Водящий складывает ладони как для приветствия, в которых зажат фантик. Это может быть мелкая монета, пуговица или иной мелкий предмет. Остальные сидят в ряд так же со сложенными ладонями. Водящий подходит к каждому и как бы вкладывает каждому фантик так, чтобы никто, в особенности ведомый не догадался, кому он достался. Затем ведомый должен отгадать у кого фантик. Если отгадает, то хозяин фантика должен станцевать, спеть или прокукарекать и т.д. После этого он становится ведомым.

Если парни могли свободно выбирать развлечения, то девушек держали в строгости. Они отпрашивали девушек у родителей под свою ответственность, с обязательством проводить их домой к оговоренному сроку, обычно к 11-12 часам ночи. Хозяйка, в чьем доме устраивался вечер, могла кого-то не пустить, и это не оспаривалось. Непременно была саратовская гармошка или двухрядка. Играл на них или пытался играть каждый второй. Но особенно отличались братья Шайхи и Абубакар Нурмухамедовы. Виртуозно они играли на гармони, скрипке, мандолине, на бубне. До войны модны были все эти инструменты. Позже мандолина и скрипка выпали. Остались в моде саратовская гармонь, двухрядка-хромка и бубен. Молодежь даже выработала язык мелодий. Определенная мелодия означала условное понятие. Девушки незаметно исчезали с вечера. Парни начинали искать их. То там, то тут раздавались отрывки мелодий. Это переговаривались девушки. Часто парни проходили мимо девушек. Те прятались в укромных местах, старались слиться с фоном дерева или шала — камышитового забора.

Некоторые девушки с разрешения родителей ночевали у подружек. В таком случае разрешалось оставаться только в надежной семье или у родни. Это был настоящий праздник. Окна занавешивались. Было слышно хождение «страдающих» парней. Они под любым предлогом старались выманить девушек на улицу или попасть в дом. Соблюдая правила приличия, их не пускали. После окончания посиделок девушки тщательно убирались в доме. При необходимости мыли полы, протирали мебель, подоконники, особенно если играли в жмурки. Яппаров Абдуллажан 1929 года рождения говорил, что, играя в жмурки, уже отслужив в армии, он поймал жену, то есть позже женился на ней.

Игры 30 — 50-х годов3

Маялка

Тогда привычных сегодня телевидения, клубной работы не было. Досуг был заполнен забытыми сегодня играми.

Играли в маялку. На кусок козьей или бараньей шкуры прикрепляют плоский кусок свинца размером с монету. Играющие, для выяснения очередности берут камышинку, и все ухватываются снизу и переставляют по очереди пока камыш не кончится. Верхний начинает игру. Маялку подбрасывают внутренней стороной стопы столько раз, сколько смогут не роняя. Для победы необходимо за несколько кругов набрать договоренное количество очков. Обычно 50 или больше. Некоторые за один подход подбрасывают всего несколько раз. А чемпионы до 50 и очень редко до 75. Победитель наказывает всех остальных. Они должны прокукарекать или пролаять или проделать что-то другое, смотря по очкам. В маялку играют только в холодное время в сапогах или ботинках, так как босой ногой бить по свинцу больно. Для игры выбирают затишку, так как на ветру маялку уносит.

Думбли

Этимология слова неизвестна. Для игры выбирают открытое место. Игроков от пяти до десяти. Очерчивают площадку размером приблизительно два на три метра. Посреди каждый для себя чем-то острым выкапывает ямку глубиной и формой в половину теннисного мяча. Мы его называли капчук мяч — каучуковый мяч. Ямку доводят, крутя в нем сам мяч. Ямки расположены по прямой с перемычками в один-два сантиметра. Перемычки чуть снимаются, чтобы запущенный мяч не выходил из общей линии.

Водящий определяется тем же камышом или считалкой, и запускает мяч. При этом все стоят вокруг ямок. Тот, на чьей ямке задержался мяч, быстро хватает его и бьет им в любого, кто не успел далеко убежать. Водящий не может догонять игроков, выходя за площадку. Если он не попал ни в кого, то в его ямку кладут кусочек стекла и наоборот. Получивший штрафное очко катит мяч. Когда у кого-либо наберется оговоренное количество стеклышек, он должен что-то исполнить. Или же его колотят по заголенной согнутой спине кулаками все вместе. Иногда довольно чувствительно. Прерываясь, спрашивают: » Думбли или мочала?» Если, ошалевший от тумаков, он ошибется и скажет: — «Мочала!» — тогда ему отвечают: — «Начинай с начала!» — и продолжают дальше. Обычно во второй раз никто не ошибается. Вместо камыша могут применить считалку. Вот некоторые из них:

Аттым, баттым чуманчу,

Чумчирики аттамбу,

Бомбы хари эрин тас,

Нога вери серин час.

Язык, с которого заимствована считалка, неизвестна. Ясно только, что не с калмыцкого. Может язык чувашский, мордовский или марийский, с кем рядом жили булгары в верховьях.

Ата бата чабата,

Эти мине ярата.

Эти мине яратмаса,

Эни мине ярата.

Пасхальная игра и другие

В русскую пасху в селе обязательно для детей варили яйца. Их красили лишайником гусиные лапки, отваром луковой кожуры. С утра детей поднимали родители, чтобы опередить остальных. Кое-как умывшись из кумгана, порой не поев, дети бегут на улицу. Взрослые раздают заходящим с поздравлением детям крашенные яйца. Порой их в дом стучит стайка в семь-восемь детей. Когда у хозяйки кончаются яйца, она раздает конфеты или мелочь. Ведь за день могут прийти несколько групп, не считая одиночных и своих детей. Те, набрав яйца, начинают играть. Очерчивают прямоугольник в ширину, сколько поместится яиц по одному от игрока. Иногда их набирается до двадцати. В глубину до полуметра. Бита — тряпичная шайба диаметром до 15 сантиметров. Ее хорошо шила Хусаинова Сафия. Она вначале шила круг, через оставленное отверстие набивала тряпья и зашивала окончательно. При удачном броске можно за раз выбить до пяти яиц. Переводившись на камышинке, верхний начинает игру. При удачной попытке играющий бросает биту до промаха. Кон кончается, когда выбьют последнее яйцо. Тогда начинается следующий.

Играли также в орлянку, стенку, лапту, прятки. Была так же игра таш (камень). Правила игры очень просты. Играют двое. Один бросает свой камень вперед на произвольное расстояние. Другой пытается своим попасть в него так, чтобы после этого откатился как можно дальше. В таком случае первый игрок тащит второго на себе до его камня. После роли меняются. Напарника стараешься выбрать полегче.

В лапту — буй мяч — играли и взрослые парни и девушки. Детей в игру брали при нехватке игроков или для смеха. Вначале их долго упрашиваешь, затем ищешь пару. При перебежке редко кто из взрослых откажет себе в удовольствии огреть тихоходного малыша так, что на мягком месте появляется синяк.

После войны до 60-х годов была популярна игра под названием: шпион и милиционер. Игра была порождена массовой шпиономанией, царившей до и после войны. Для игры идеально подходили колхозные конюшни, теплицы, где было множество укромных мест. По уговору выбирают водящего. Остальные прячутся. Водящий, отвернувшись и, желательно зажмурившись, считает до пятидесяти, больше или меньше. Остальные в это время должны успеть спрятаться. Далеко прятаться нельзя. На такой случай оговаривают границы. Преимущество водящего в том, что он, обнаружив шпиона, вслух стреляет: «Пу, Рафик!» При этом не обязательно у милиционера на руках должен быть пистолет. А спрятавшиеся шпионы вооружены только ножами, которые надо метнуть и попасть в милиционера. Ножей изображают подобранные небольшие палочки. Нас взрослые постоянно прогоняли из конюшен, боясь шалостей с огнем.

Не менее интересна игра в пу-пу. Выбираются двое старших. Они считалочкой или камышинкой определяют, кто будет прятаться. Остальные по парам отходят в сторонку, беря друг друга за плечи, и каждый выбирает себе имя. Затем подходят к капитанам и говорят: «Кого берешь? Яблоко или вишню?» Так каждый командир по очереди набирает себе команду. Иногда одна команда набирается явно сильнее другой по «боевым качествам». Тогда ей отдают оставшегося без пары или переводятся снова. Дальше происходит почти так же, как и при игре в шпиона и милиционера. Только одна команда прячется, а другая ищет и, при обнаружении, стреляет — «Пу, Гайнан!» Точно так же поступает и другая команда. Иногда капитан сам определяет, кому где спрятаться. «Убитые» игроки собираются к исходному месту, подсчитывают потери. Играют пока одна команда не победит. Она считается победившей, если «в живых» остался хоть один ее игрок. Команда победитель снова прячется. Название происходит от звукоподражания стрельбе «пу, пу».


Примечания

1 Сиражетдинов Ш.К. История села Новые Булгары. Астрахань, 2001. С. 78-79.

2 Сиражетдинов Ш.К. История села Новые Булгары. Астрахань, 2001. С. 80-81.

3 Сиражетдинов Ш.К. История села Новые Булгары. Астрахань, 2001. С. 117-120.

Традиции живая нить (сборник материалов по этнографии Астраханского края). Выпуск 8. Астрахань: Издательство Астраханской государственной консерватории. 2003. – с. 65.

ISBN 5-85285-215-5

© Ш.К.Сиражетдинов

© Департамент культуры, искусства и кино Администрации Астраханской области, 2003

© Областной методический центр народной культуры, 2003

© Астраханская государственная консерватория, 2003

Добавить комментарий