Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Или можете напрямую пополнить карту 2204 1201 0698 2552
Или через QIWI-кошелёк https://qiwi.com/n/POMOGUPORTALU
Благодарю за вклад!
В. П. Самаренко — кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы Астраханского государственного педагогического института им. С.М. Кирова, литературовед, специалист по фольклору Поволжья
В начале XX века в Астрахани появилось необычное издание – сатирический журнал «Чилим». Всего было напечатано шесть номеров журнала тиражом по десять тысяч экземпляров каждый.
На страницах «Чилима» публиковались статьи, стихи и карикатуры, представляющие собой отклики на многие вопросы политической жизни страны и местной действительности периода Первой русской революции. «Чилим» разоблачал царскую авантюру в русско-японской войне, осуждал затею царя с образованием Первой государственной думы.
Цензор не замедлил донести губернатору, что «неизвестный автор осмеивает действия властей во время русско-японской войны, осуждает высочайшие указы о Государственной думе».
Обнажая лживые характер царских манифестов, «Чилим» писал:
…Заскорбели душой
Что народ идет в бой
И отнять хочет силой свободу
И посыпались вдруг,
Манифесты вокруг,
Много благ обещали народу…
Иронизируя, журнал предсказывал, что не далек тот час, когда царские власти начнут «разъяснять … истинный смысл манифестов, заработают комитеты, куда войдут начальники охранных отделений, председатели казенных палат и прокуроры».
В целом ряде сатирических произведений «Чилим» резко нападал на конкретных виновников – карателей свободолюбивого русского народа – Дубасова, Трепова, Мина и других.
На смерть Трепова «Чилим» отозвался «Одой», повествовавшей о том, что в своём искусстве расправы над безоружными демонстрантами этот генерал превзошел фон Плеве.
С нескрываемой иронией «Чилим» писал в некрологе Трепову: «Он умер еще не старым, вся Россия провожает этого избранника, и многие … очень многие — проливают слезы, … почему так поздно».
«Чилим» обличал и царский совет, и его ведомства. Министерство внутренних дел он именовал «министерством внутренностей», «живодёрней», а министерство просвещения – «министерство народного умопомрачения».
Цензор жаловался астраханскому губернатору, что «Чилим» «постоянно возбуждает общественное мнение против правительства и распространяет слухи, … вселяющие тревогу в обществе…»
Значительное место на страницах «Чилима» отводилось освещению вопросов местной жизни. Объектами его сатиры тут нередко выступали представители губернской и городской администрации, руководители монархических партий, купцы, церковнослужители. Губернатора и его «вице» журнал окрестил «сына Дурново», «правой рукой Дубасова».
Центральной мишенью сатиры «Чилима» постоянно оставался руководитель монархической партии, «поборник кулаков», «хищник национального богатства» — купец Беззубиков. В городской думе, которую он возглавлял царила затхлая атмосфера, процветала продажность, взяточничество, круговая порука. Для дворянско-купеческой думы, состоящей из толстосумов, интересы и нужды жителей города были чуждыми. Всё это находило отражение на страницах журнала. Естественно, журнал вызывал бешеную злобу местных властей, монархистов и духовенства.
Цензор, ходатайствуя перед губернатором о прекращении издания «Чилима», доносил, что «он отличается своим выдающимся озлобленным тоном, крайне вызывающим и призывающим население к восстанию и противодействию правительству». Цензор особо подчеркивал, что «журнал читается преимущественно низшими слоями населения, …, что в нём напечатана статья «Современная песня» в которой, кощунственно переделана молитва «Да воскреснет бог». Обсуждая вопрос о кощунстве «Чилима», монархисты на своем собрании, проходившем на Форпосте, решили обратиться к астраханскому митрополиту с просьбой «воздействовать на «Чилим», который действует развращающее на народ». Со злопыхательской статьей обрушился на журнал известный в ту пору в Астрахани священник Тихон Березин. В оскорбительных выражениях он требовал «чтобы навсегда были изгнаны из русской журналистики «Чилимы», несущие в народ тлю смертную».
Местные полицейские власти считали «Чилим» органом социал-демократов. Они охотились за разносчиками журнала, нередко арестовывали их.
Несмотря на боевой и обличительный тон журнала, на то, что им затрагивались вопросы, волновавшие местную социал-демократическую организацию, что на его деятельности чувствовалось влияние революционной прессы, «Чилим» не был легальным печатным органом местного большевистского подполья и не имел отчетливого политического направления.
Царский суд прекратил издание журнала. «Чилим» вызывает и сегодня определенный исторический интерес, знакомит нас с одной из славных страниц борьбы граждан Астраханского края против самодержавия за новую жизнь.