В. П. Самаренко — Каким был «Чилим»

Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Мы благодарим за вклад, который Вы сделаете.

Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826
Или можете сделать пожертвование через

Вы также можете помочь порталу без ущерба для себя! И даже заработать 1000 рублей! Прочитайте, пожалуйста!

В. П. Самаренко — кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы Астраханского государственного педагогического института им. С.М. Кирова, литературовед, специалист по фольклору Поволжья

В начале XX века в Астрахани появилось необычное издание – сатирический журнал «Чилим». Всего было напечатано шесть номеров журнала тиражом по десять тысяч экземпляров каждый.

На страницах «Чилима» публиковались статьи, стихи и карикатуры, представляющие собой отклики на многие вопросы политической жизни страны и местной действительности периода Первой русской революции. «Чилим» разоблачал царскую авантюру в русско-японской войне, осуждал затею царя с образованием Первой государственной думы.

Цензор не замедлил донести губернатору, что «неизвестный автор осмеивает действия властей во время русско-японской войны, осуждает высочайшие указы о Государственной думе».

Обнажая лживые характер царских манифестов, «Чилим» писал:

…Заскорбели душой
Что народ идет в бой
И отнять хочет силой свободу
И посыпались вдруг,
Манифесты вокруг,
Много благ обещали народу…

Иронизируя, журнал предсказывал, что не далек тот час, когда царские власти начнут «разъяснять … истинный смысл манифестов, заработают комитеты, куда войдут начальники охранных отделений, председатели казенных палат и прокуроры».

В целом ряде сатирических произведений «Чилим» резко нападал на конкретных виновников – карателей свободолюбивого русского народа – Дубасова, Трепова, Мина и других.

На смерть Трепова «Чилим» отозвался «Одой», повествовавшей о том, что в своём искусстве расправы над безоружными демонстрантами этот генерал превзошел фон Плеве.

С нескрываемой иронией «Чилим» писал в некрологе Трепову: «Он умер еще не старым, вся Россия провожает этого избранника, и многие … очень многие — проливают слезы, … почему так поздно».

«Чилим» обличал и царский совет, и его ведомства. Министерство внутренних дел он именовал «министерством внутренностей», «живодёрней», а министерство просвещения – «министерство народного умопомрачения».

Цензор жаловался астраханскому губернатору, что «Чилим» «постоянно возбуждает общественное мнение против правительства и распространяет слухи, … вселяющие тревогу в обществе…»

Значительное место на страницах «Чилима» отводилось освещению вопросов местной жизни. Объектами его сатиры тут нередко выступали представители губернской и городской администрации, руководители монархических партий, купцы, церковнослужители. Губернатора и его «вице» журнал окрестил «сына Дурново», «правой рукой Дубасова».

Центральной мишенью сатиры «Чилима» постоянно оставался руководитель монархической партии, «поборник кулаков», «хищник национального богатства» — купец Беззубиков. В городской думе, которую он возглавлял царила затхлая атмосфера, процветала продажность, взяточничество, круговая порука. Для дворянско-купеческой думы, состоящей из толстосумов, интересы и нужды жителей города были чуждыми. Всё это находило отражение на страницах журнала. Естественно, журнал вызывал бешеную злобу местных властей, монархистов и духовенства.

Цензор, ходатайствуя перед губернатором о прекращении издания «Чилима», доносил, что «он отличается своим выдающимся озлобленным тоном, крайне вызывающим и призывающим население к восстанию и противодействию правительству». Цензор особо подчеркивал, что «журнал читается преимущественно низшими слоями населения, …, что в нём напечатана статья «Современная песня» в которой, кощунственно переделана молитва «Да воскреснет бог». Обсуждая вопрос о кощунстве «Чилима», монархисты на своем собрании, проходившем на Форпосте, решили обратиться к астраханскому митрополиту с просьбой «воздействовать на «Чилим», который действует развращающее на народ». Со злопыхательской статьей обрушился на журнал известный в ту пору в Астрахани священник Тихон Березин. В оскорбительных выражениях он требовал «чтобы навсегда были изгнаны из русской журналистики «Чилимы», несущие в народ тлю смертную».

Местные полицейские власти считали «Чилим» органом социал-демократов. Они охотились за разносчиками журнала, нередко арестовывали их.

Несмотря на боевой и обличительный тон журнала, на то, что им затрагивались вопросы, волновавшие местную социал-демократическую организацию, что на его деятельности чувствовалось влияние революционной прессы, «Чилим» не был легальным печатным органом местного большевистского подполья и не имел отчетливого политического направления.

Царский суд прекратил издание журнала. «Чилим» вызывает и сегодня определенный исторический интерес, знакомит нас с одной из славных страниц борьбы граждан Астраханского края против самодержавия за новую жизнь.

Добавить комментарий