Верхний Баскунчак

Верхний Баскунчак, посёлок городского типа во Владимировском районе Астраханской области. РСФСР. Ж.-д. узел (линии на Саратов, Астрахань, Волгоград). 8,4 тыс. жителей (1968). Предприятия ж.-д. транспорта. Через В. Б. вывозят соль, добываемую на озера Баскунчак (в 8 км от посёлка).

Станция расположена на 287 версте от станции Красный Кут, в Енотаевском уезде. Станция в 8 верстах от Баскунчакского соляного озера, на высоте 24.9 саженей над его уровнем. Здесь Астраханская линия пересекает Баскунчакскую железную дорогу. Местность на которой расположена станция, была, до постройки Астраханской линии, совершенно пустынной. Теперь здесь целый городок, состоящий из 110 домов хорошей постройки, с населением около 1500 человек.

Бывшие здесь переносные пески закреплены растительными посадками и для снабжения станции водой устроены 4 артезианских колодца из которых вода добывается при помощи пневматического элеватора «мамутъ».

При станции устроена солемолка на три постава, производительностью до 18 вагонов в сутки. Здесь коренное депо с паровозным зданием на 10 стойл и мастерские для малого ремонта паровозов.

Со станции отправляется в год более 15 тысяч пассажиров, годовой грузооборота станции достигает 3 миллиона пудов; из которых приходится на отправление 1440 тысяч и на прибытие — 1512 тысяч пудов. В отправлении преобладает соль и скот, в прибытии хлебные продукты и разные предметы потребления.

Баскунчакское озеро — второе по величине после Эльтона. Оно занимает площадь 99 квадратных верст. Исследованиями, произведенными в 1883 году, выяснено, что рабочий пласт соли в Баскунчакском озере достигает 3-4 сажен. Западный и северо-западный берег озера возвышен и примыкает к высотам горы Большого Богдо, поднимающимся над степью; не далее четверти версты от озера. Гора Богдо со своими отрогами окаймляет южный берег. Северный и восточный берега низменны и сливаются со степью, за которой к северо-востоку, верстах в 20, в пределах Киргизской Букеевской Орды, лежит возвышенность, известная под именем горы Малого Богдо. На степном прибрежье, близ берегов Баскунчакского озера, лежат три пресных озера: Большое Цунцуры, Торгой и Кара-Усун, и небольшая возвышенность, носящая название Слюдяной горы. На юго-восточной стороне степь переходить в ряд холмов, правильных возвышенностей, примыкающих к горе Богдо; здесь при конце южной бухты (култука) лежит серный бугор, в котором с давних времен добывается сера.

Подъезжая к Баскунчакскому озеру с севера от киргизской кочевки Шунгуль, в нескольких верстах от берега, — открывается ряд холмов и провалов, сначала разбросанных в беспорядке, а потом сливающихся в правильные гряды и возвышенности, между которыми лежат провалы, то воронкообразные, имеющие форму как бы кратеров, то удлиненные и принимающие вид крутоотвесных и глубоких балок. Весь северо-западный берег изборожден этими провалами и возвышениями; тем ближе к озеру, тем более возвышения удлиняются и образуют собою как бы отростки гор, между которыми текут небольшие речки, составляющие притоки Баскунчакского озера.

Западное прибрежье резко отличается от юго-западного, примыкающего к подошве Большого Богдо; как замечено уже выше, окраины западного берега круты и только местами его рассекают балки; озеро огибает самую крутизну и рапа, которой, вообще бедно Баскунчакское озеро, собирается у этого края и образует собою синюю полосу, составляющую контраст с общим характером баскунчакского месторождения, покрытого солью, как бы ледяной корою.

Западный берег примыкает к озеру плоскою отмелью, покрытою соленым илом, летом вполне обнаженною и только весной, заливаемою рапою озера. Иловатая отмель доходить до Баскунчакской пристани и здесь сосредоточивался в прежнее время казенный промысел соли. В соляном иловатом грунте отмелей, окружавших Баскунчакское озеро, залегают друзы кристаллов гипса серого цвета, сросшиеся в самые разнообразные и довольно красивые формы. Каким путем в таких крупных размерах происходить эта кристаллизация гипса, объяснить не трудно: она обусловлена характером и составом береговых кряжей, прилегающих к береговым откосам.

Местность, окружающая Баскунчакское озеро, резко выделяется из общей картины ровной и до утомления однообразной степи; в ней нет того степного характера, какой мы видим на Эльтонском озере. Уже издали, за несколько верст, над гладким горизонтом степи виднеется макушка горы Богдо, в форме лежащего льва, отчего вершина Богдо и носить название Львиной горы. Окрестности Баскунчакского озера изрыты и изборождены провалами и оврагами. Глина и песок сменяются известняком, гипс и алебастр образуют стены оврагов, то обсыпавшихся, то имеющих форму пещер и полуразрушенных зданий, как бы созданных рукою человека. Странный характер местности Баскунчакского озера и громадная гора, возвышающаяся над ним, дала богатую пищу фантазии мало поэтичного, но не лишенного фанатизма народа.

По поводу пещер киргизы рассказывают, что в них жили святые люди, которые питались солью Баскунчакского озера, а воду для питья приносили с Волги. Киргизы верят, что от этих пещер существовал подземный ход на Волгу; они уверяют, что еще недавно, когда близ озера жили Каракалпаки, лошади, кормясь подножным кормом, попадали в ямы и… через несколько времени всплывали на берегах Волги. Таков наивный рассказ о бывшем конокрадстве, возведенном находчивыми киргизами в чудодейство.

Состав Баскунчакской соли, по определению профессора Г.П. Федченко, следующий:

хлористого натрия … 97.436%

хлористого магния … 0.403%

сернокислой магнезии … 0.132%

сернокислой извести … 0.659%

минеральных нерастворимых в воде веществ … 0.782%

органических веществ … 0.157%

воды … 0.782%

Начало разработки соли на Баскунчакском озере относится к первой половине XVIII века, но тогда разработка эта, не достигнув значительных размеров; прекратилась под влиянием возраставшей конкуренции Эльтонского озера. Возобновление разработки соли последовало в 1867 году и добыча выразилась, в следующих цифрах (см. таблицу в фотогалерее «Верхний Баскунчак»).

Выломка соли на Баскунчакском озере производится, при помощи обыкновенных пешней, ломов и лопат, рабочими киргизами; на берег соль доставляется в повозках верблюдами.

К югу от Баскунчакского озера в местности, прилегающей к так называемой «нижней казенной будке» и отстоящей от этой будки в направлении SW 51° и SW 52° и на расстоянии 338 и 343 сажен, заложены были в 1884 году горным инженером С.А. Эрдели, производившим разведки на серу, две буровые скважины, которые обнаружили присутствие нефтеносного песка на глубине от одного до полутора аршин. Тогда же были поставлены заявочные столбы и возбуждено ходатайство об отводе нефтеносных площадей, но дальнейшего движения дело не получило.

В 6 верстах от станции в сторону Нижнего Баскунчака находятся залежи камня, который разрабатывается для надобностей дороги и для вывоза в Астрахань. Место это изрезано неглубокими оврагами и существует предание, что здесь был стан Стеньки Разина. Предание это находит некоторое подтверждение в том, что при добыче камня извлекаются обломки сабель, копья и металлические украшения сбруи.


В 1965 году на станции Верхний Баскунчак была основана путевая машинная станция. Основой для ПМС стал коллектив ремонтной колонны Верхнебаскунчакской дистанции пути, занятый на подъемочном и среднем ремонте пути. В начале 1980-х годов началось техническое укрепление базы ПМС — поступили укладочные козловые краны и моторные платформы. Тогда же ПМС перешла на выполнение капитального ремонта пути. Позднее ПМС было оснащено машинами ВПО-3000 (выправочно-подбивочно-отделочная) и ЩОМ-4 (щебнеочистительная машина).

Верхний Баскунчак — посёлок городского типа в Ахтубинском районе Астраханской области России. Расположен в восточной части области, в 41 км к востоку от Ахтубинска, в 15 км к югу от границы с Казахстаном.

Одноимённая узловая железнодорожная станция Приволжской железной дороги (пересечение линий Красный Кут — Астрахань и Нижний Баскунчак — Волжский).

Население 8,5 тыс. человек (2009 год). Глава администрации Тикеев Шагит Зенишович (2009 год).

Статус посёлка городского типа — с 1936 года.

Экономика связана с железнодорожным транспортом, как транзитным, так и тем, которым вывозится соль, добываемая на озере Баскунчак. В посёлке расположены Локомотивное депо Верхний Баскунчак, вагонное депо, дистанция пути, дистанция сигнализации и связи, ООО «Стройполимеркомплект», предприятия торговли и общественного питания.

Транспорт

Верхний Баскунчак связан с остальными районами Астраханской области железнодорожным транспортом (станция Верхний Баскунчак) Ежедневно по линиям Урбах — Астрахань и Верхний Баскунчак — Волгоград проезжает множество поездов дальнего следования. Пригородное сообщение поддерживается только с Ахтубинском 3 парами поездов на тепловозной тяге (отменены с 31 мая 2009 года).

Также через посёлок проходит множество грузовых поездов, ведётся сортировка составов с солью, вывезенной из посёлка Нижний Баскунчак.

Ранее существовала (ныне разобрана) железнодорожная ветка на Средний Баскунчак.

В ближайшем будущем копания «ВолгоградТрансПригород» планирует запустить рельсовый автобус серии РА-2, сообщением Волгоград — Верхний Баскунчак — Волгоград.

Культура

В поселке имеется Дом культуры, детская музыкальная школа, железнодорожный музей. Культурное развитие поселка тесно связано с экономическим положением в стране в целом. В начале 90-х поселок процветал за счет финансирования из фондов МПС. Но, далее, в связи с чередой кризисов и реструктуризацией компании, финансирование практически прекратилось. Что совместно с сокращением рабочих мест привело к вынужденным трудовым миграциям молодого населения поселка в близлежащие относительно крупные населенные пункты и областные центры. Все это привело к спаду культурных ценностей. Таким образом, культура в поселке в настоящий момент находится в упадке.

Добавить комментарий