Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Мы благодарим за вклад, который Вы сделаете.
Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826
Вы также можете помочь порталу без ущерба для себя! И даже заработать 1000 рублей! Прочитайте, пожалуйста!
Авторы: Виктор Викторин – советник губернатора Астраханской области, кандидат ист. наук, доцент Астраханского ГПУ,
Идрисов Эльдар Шамигулович – кандидат полит.наук, доцент Астраханского ГПУ
Журнал «Возрождение», № 9, 2006г.
Ногайцы в Астраханской области представлены несколькими группами – юртовцы (в их составе выделяется едисанская подгруппа), карагаши, кундровцы и утары. Такое разделение связано с разновременным появлением ногайских групп в составе Астраханского края. В силу ряда исторических причин и особенностей этнокультурного развития точное число астраханских ногайцев можно определить только оценочно и выделить такие градации: «ногайцы по происхождению» это примерно 25-30 тысяч человек, «ногайцы по самосознанию» — до 10 тысяч человек, «ногайцев по переписи» 4-4,5 тысяч человек.
Расселение ногайских групп по Астраханской области выглядит таким образом: юртовцы проживают в селах Приволжского района, таких как Татарская Башмаковка (Кызан аул); Карагали (Карагалэк); Яксатово (Майликюль); селе Наримановского района Солянка (Сулянка) и в пригороде Астрахани поселоке Мошаик (Казы аул) и Зацарев (Тияк); едисанцы в селах Приволжского района: Килинчи (Келечи от племенного названия, владения князей Урусовых) и Семиковка (Сэмэк), Три Протока (Жэмэле) и Кулаковке (Кылакау); карагаши в селах Красноярского района: Сеитовке, Айсапае, Куянлах, Зайковке, Новорусовке (Мирза-аул), Ясын-Соккане, Джанае, Малом Арале; в селе Лапаса Харабалинского района, в селе Растопуловка Приволжского района, в пригородных поселках Кири-Кили, Свободный, Янго-аул, в микрорайоне Бабаевского; кундровцы проживают в селе Тулугановка Володарского района; утары в селе Янго-Аскер Наримановского района и селе Зензели Лиманского района, а также в соседних районах Калмыкии.
Первая волна ногайцев после присоединения Нижнего Поволжья к Московскому государству появилась в середине XVI века в период первичного распада Ногайской Орды. В актах местной администрации эти ранние группы стали обозначать «юртовскими татарами», от названия места для поселения «юрт».
В начале XVII века к ним присоединилась группа едисанских ногайцев, подданных Большой Ногайской Орды, которая в это время распадалась под нашествием калмыков. Позже, едисанцы полностью слились с юртовцами и составили с ними одно целое в административном и хозяйственно-культурном отношении.
Для юртовских ногайцев характерно было кочевание большими группами – улусами с мурзами во главе. Места их зимовок находились около города Астрахани. Для управления ими местной администрацией была создана выборная должность «табунный голова», выбиравшаяся из числа знатных мурз Урусовых и Тинбаевых.
Юртовцы, заняв выгодное место вокруг города Астрахани, постепенно стали втягиваться в социально-экономичекие отношения региона. С начала XVIII века для них стало характерно оседание на землю и переориентация со скотоводства в хозяйственном комплексе, на земледелие в форме овощеводства и бахчеводства. Последняя группа — едисанцы, осела на землю в начале XIX века.
В конце XVIII административным путем возникла группа утаров-алабугатцев, это часть кочевых юртовцев с присоединенными к ним туркменами, казахами-томутами, киргизами-бурутами, а в середине XIX века узбеками-сартами, которые в Астраханском крае перешла на кочевой образ жизни.
В конце XVIII века в Астраханском крае появилась еще одна ногайская группа. Это ногайцы-карагаши, представители Малой Ногайской Орды, которая с середины XVI века кочевала на Северном Кавказе. Предки карагашей, по преданиям, вели кочевку в районе современного города Пятигорска («Биштау»). В начале XVIII века они были захвачены калмыками и находились в составе Калмыцкого ханства до его ликвидации в 1771 году. Позже сначала они были приписаны к городу Красный Яр Астраханской губернии, а затем поучили собственные земли на территории Красноярского уезда. В актах местной администрации они стали называться «кундровскими татарами».
В 1788 году было основано два их крупных селения Сеитовка и Ходжетаевка, которые имели значение зимовок, так как в весеннее-летний период они продолжали вести кочевку по левобережью Ахтубы. На их землях стали вести кочевку жители юртовского аула Солянка, позже эта группа обособилась от юртовцев и получила собственное определение «кундровцы». С середины XIX века стали образовываться другие аулы карагашей – путем выселения из Сеитовки и Ходжетаевки.
Полукочевой образ жизни карагаши, как утары-алабугатцы и кундровцы вели до момента коллективизации, когда они все были обоседлены административным путем на землю.
Для всех групп ногайского населения Астраханского края характерны тесные этнокультурные контакты и связи с татарами-переселенцами из Средней Волги. Это влияние прослеживалось в одежде, музыкальном фольклоре, языковом влиянии. В состав всех групп астраханских ногайцев вошли туркмены, переселявшиеся из под Мангышлака в конце XVIII в. Для карагашей характерны этнокультурные контакты с казахами, особенно по районам совместного проживания.
Этнокультурная основа ногайского населения в Астраханском крае является весьма древней, проявившейся по-разному в отдельных субэтнических группах.
Очень близка бывшая родоплеменная структура различных групп ногайцев. Среди родов астраханских ногайцев можно назвать у юртовцев: арслан-белек, ас, кыпчак, кытай, канглы, мангыт, уйшун и др.; у карагашей: ас, байгонды, иргенекле, карас, найман, тубетпес, тоюрмалы; у кундровцев: балта, суджигин, мирза, тулга, чек, утар; у утар-алабугатцев: бешогул, джем-бойлык, кыргыз, сарт, туркмен.
Характерной для всех групп ногайцев при их кочевании была неразборная, малых размеров юрта «отау». У карагашей во второй половине XVIII в. постепенно происходил переход к большой разборной юрте «терме» («каращ-уй»), которая сохранялась у них вплоть до 1929, а в отдельных семьях отдаленных сёл — до 70-х годов XX в. Более того, у карагашей, как и у ногайцев Северного Кавказа, сохранялась свадебная повозка невесты «куйме».
Одежда астраханских ногайцев также сохраняла давние традиции. Наиболее типичные ногайские черты дольше всего сохранялись в среде карагатей. Карагашские мужчины обычно носили шаровары, жилетку, поверх нее бешмет, подпоясанный кожаным или матерчатым кушаком. На ноги надевали кожаные калоши или сафьяновые «ичиги».
В качестве повседневного мужского головного убора всё больше распространялась тюбетейка, хотя сохранялась и типичная для ногайцев массивная меховая шапка. У замужних женщин существовала и более нарядная меховая шапка «борьк» с лисьей или бобровой опушкой. Свадебное предназначение имел высокий головной убор девушки «саукеле».
Женское верхнее платье типа камзола с расшитыми узорами подолом и широкими рукавами из сукна или бархата было характерным для ногаек молодого возраста. Оно расшивалось большим количеством металлических украшений на груди, особенно монет дореволюционной чеканки «аспа».
Серьга-«алка» носилась в правой ноздре и у карагашек, и у юртовок — девушек и, возможно, иногда, молодых женщин — как надежный оберег. Девушки носили косу, вплетая в нее нитку с украшениями, и красный головной убор, а молодые женщины — белый, укладывая косу вокруг головы.
У юртовцев, живших ближе к городу, одежда гораздо чаще встречалась покупного фабричного производства. Женская одежда испытывала сильное влияние казанских татар. Хотя и здесь иные, собственно ногайские черты продолжали сохраняться довольно длительное время.
Традиционной у потомков кочевых народов оставалась пища, даже при длительной оседлости. В период кочевой и полукочевой жизни в рационе ногайцев преобладала конина. Даже баранина тогда считалась в большей мере праздничной пищей и раздавалась на пиру (особенно, среди мужчин), согласно сложному ритуалу. Рыба, овощи и соль в пищу практически тогда не употреблялись, в отличие от послереволюционного времени и советского периода.
Из напитков был известен и популярен кумыс. Но особое предпочтение отдавалось «калмыцкому» (иначе — «ногайскому») плиточному чаю. Особую роль для всех групп ногайцев имел «тал кап» — кашеобразная пища из проса. У карагашей были распространены печеные пышки — «баурсак», вид пирожков с начинкой из повидла или изюма полукруглой формы — «бурек», а в последствии — и плов («палау»), «куурдак» (отварное мясо с картошкой), «турамыш (-мша)», т.е. мясо с мелко порубленными ломтиками теста, из молока делали «сезбе» (творог), «ак» (кислое молоко), «педяк» (брынза) и др. В юртовских селах на праздники пекли особый пирог с характерным названием — «нугай беляш».
Богата и своеобразна духовная, в т.ч. музыкально-исполнительская культура ногайского народа В развитии фольклора ногайцев Нижнего Поволжья последовательно сменяли друг друга героический эпос, затем «тол-гау», т.е. речитатив-«плач», затем пришли «джырау» — песни под гармонь и бубен. Особенно нужно выделить отчасти сохраненные старинные песенные жанры «озын ногай джыр» у карагашей и «хошаваз» у юртовцев.
Сохранилась народная память об искусных народных певцах, таких как Курбан-Гази из аула Керменчик, Мамбет Кыркийле, имеющий туркмено-ногайское происхождение, а также редком исполнителе, талантливом Абдулле Шамукове (1911-1991) из с. Лапас.
Ранее из поколения в поколение традиционным народным мужским музыкальным инструментом ногайцев, причем священным (шаманским), являлся «кобыз» — собственноручное изделие со струнами из конских жил и со смычком, издававшее звуки очень низкого тона. В не очень далеком прошлом «кобыз» у всех групп нижневолжских ногайцев сменился т.н. «саратовской» (саз) гармошкой с колокольчиками и сопутствующим ей бубном «кабал».
У юртовцев же до недавнего времени (довоенного) бытовала необычайно интересная форма «музыкального разговора» — «сазда сулейшу» — обмена исполнителей друг с другом условными музыкальными фразами, к примеру, между парнем и девушкой.
Народные гуляния, состязания и праздники у ногайцев являются важной составной и наиболее зримо-рельефной частью общественной этнической культуры. В юртовских селах в марте праздновался амель-байрам, в это же время особым торжеством у карагашей отмечался выход на кочевку. Среди любимых народных состязаний нужно назвать такие как конные скачки «ат чабыс» и борьбу «кураш» или «бергебыр» (борьба один на один).
С золотоордынских времен по традиции к пост-кыпчакским народам, юртовцам и карагашам (а от них — к казанским и мишарским татарам-переселенцам со Средней Волги), перешел суфийский примогильный, нестандартно-исламский с элементами шаманизма культ святых мест (могил) — «аулья». И те, и другие группы поклонялись древнему святилищу «Джигит-адже», расположенному в черте городища золотоордынской столицы Сарай-Бату (Сарай-Ал-Махруса).
Для юртовцев почитаемой была могила, расположенная в комплексе с другими у поселка Мошаик, приписываемая легендарному прадеду основателя Ногайской Орды бия Эдиге — Баба-Тукли-Шашлы-адже. У карагашей в I половине XIX в. образовалось собственное «аулья» — Сеит-баба Хужатайлы (Ходжетаевский) за пос. Малый Арал у самой границы с Казахстаном, посвященное реально жившему в ту давнюю пору мудрому и доброму человеку.
В среде нотйцев-карагашей сохранилось и по сей день древнее шаманство-знахарство «баксылык», но, в отличие от казахов, это прерогатива исключительно женщин. В засушливое лето у карагашей, по одному типу с казахами, проводится «кудай джол» (букв. путь божества) — моление о дожде, но с принесением в жертву не коровы (как у казахов), а барана.
В конце XIX в. в ногайской среде стало оформляться национально-культурное движение в рамках идей просветительства. Видными деятелями этого периода были А. И. Умеров (Гумари), А-Х.Ш. Джанибеков, Б.М. Абдуллин, Б.Б. Салиев.
В советский период известность приобрел ИМ. Махмудов, выходец из юртовско-ногайской среды, основатель и первый руководитель Наримановского татаро-ногайского района, который существовал с 1931 по 1944 год.
Между 1926 и 1939 годами все группы астраханских ногайцев в связи со сталинской политикой интеграции малых народов в более крупные общности в переписях были причислены к татарам. Через систему образования и отдельные мероприятия вплоть до 60-х годов проводилась их татаризация в культуре и языке. Позже даже появилось терминологическое определение «астраханские татары».
В 70-80-е годы группой ученых была проделана большая работа по определению ногайского регионального компонента в составе населения Астраханского края. Особого внимания заслуживает деятельность лингвиста Л.Ш. Арсланова из Елабуги, который дал классификацию языка астраханских ногайцев в сравнении с литературными нормами. Среди астраханских ногайцев проводил полевые исследования Р.Х. Керейтов, этнограф из Черкесска.
Свой вклад внесли и местные ученые, а также историки-краеведы. В 1985 году В.М. Викториным была защищена кандидатская диссертация на тему «Социальная организация и обычное право ногайцев Нижнего Поволжья XVIII — начала XX веков». В местной прессе конца 80-х — начала 90-х годов прошло бурное обсуждение ногайского вопроса в Астрахани, в котором принимали участие В.М. Викторин, Р.У. Джуманов, Н.Э. Баширов, Р.И. Ижбердиев, И.А. Шамуков и другие. Особым подвижничеством был отмечен труд учителя истории городской школы № 27 Р.Р. Исаналиевой по ведению спецкурса по ногайской истории и культуре.
В перестроечный период, особенно широко к концу 80-х годов, происходило оформление ногайского национально-культурного движения. Основными его идеями были реабилитация самосознания, возрождение языка и культуры. Острый резонанс вызвали экологические лозунги, в связи с необходимостью переселения из села Сеитовки (хозяйственно-культурный центр карагашей), расположенного вблизи Астраханского газового перерабатывающего завода.
Особое значение в этот период приобрели установление контактов с ногайцами Дагестана, Чечни, Карачаево-Черкесии. Большая делегация астраханских ногайцев побывала на II съезде ногайцев в Червленых бурунах в 1989 г., а через два года на праздновании 600-летия эпоса Эдиге в Терекли-Мектебе.
Во время переписи 1989 года более 3578 человек записалось как «ногайцы». В основном, это были карагаши, в большей мере сохранившие ногайские черты культуры и самосознания.
В 1990 году возникло ногайское культурное общество «Бирлик» («Единство»). Первым его председателем был Р.У. Джуманов, внесший значительный вклад в развитие современной ногайской культуры в Астраханской области.
С начала 90-х годов в селах карагашей введено преподавание ногайского литературного языка, в педагогическом училище было открыто отделение по подготовке таких специалистов. Большую помощь в этом оказали ученые-ногаеведы из Карачаево-Черкесии и Дагестана. Стали выходить телепередачи на ногайском языке «Тулпар», проводятся Дни ногайской культуры, Джанибековские чтения, детские фестивали «Шешекелер».
Одним из направлений работы областного общества «Бирлик» стало развитие контактов с ногайцами, проживающими в Дагестане и Карачаево-Черкесии. Делегации их регулярно приезжают на межрегиональные мероприятия, в составе которых в Астрахани побывали представители научной и творческой интеллигенции ногайцев Северного Кавказа — С. Батыров, М. Булгарова, К. Зарманбетов, С. Капаев, И. Катаев, Р. Керейтов, Д. Кидирниязов, О. Кокоева, Я. Кудайбердиев, А. Кульниязов, А. Кумратова, Ш. Курмангулова, А. Курмансеитова, С. Майлыбаева и многие Другие. Частым гостем в Астрахани стал известный многим Дагестанский фольклорно-танцевальный коллектив «Айланай» под руководством Н. Муталаповой.
В юртовской среде ориентация на татарскую культуру осталась преобладающей. В конце 80-х годов в школах было восстановлено преподавание татарского языка. Часть юртовской интеллигенции принимает активное участие в татарском национально-культурном движении. В то же время среди юртовцев происходит осознание своей отличности от татарского этноса и осознание своего ногайского происхождения, особенно у представителей старшего поколения.
Большую приверженность к ногайскому культурному движению проявили кундровцы — жители села Тулугановка Володарского района, активные участники общества «Бирлик». Ногайцы-утары в Астраханской области не имеют компактного проживания, в основном, расселены среди татар и особого стремления отделяться от них не проявляют.
Последняя перепись 2002 года зафиксировала в Астраханской области 4570 ногайцев. Прирост ногайского населения связан и с миграцией ногайцев с Северного Кавказа.
Астраханские ногайцы имеют представительство в местных органах власти: С.Г. Уторова (Байбулатова) — полковник милиции, заместитель начальника УВД Астраханской области по экономическим преступлениям, Г.Н. Нугманов — глава колхоза «Родина», председатель районного собрания Красноярского района, С.К Султанов — глава администрации Тулугановского сельсовета, Ф.Р. Туктаров — депутат Городского совета, С.Я. Джуманов — глава администрации Джанайского сельсовета, С.Б. Уталиев — глава администрации Сеитовского сельсовета, Р.Б. Яксыбаев — глава администрации районного центра поселка Красный Яр; в духовной жизни: Н. А. Ильязов — муфтий Астраханской области, Р.З. Усманов — муфтий мечети «Сююмбийке» в г. Набережные Челны.
Среди астраханских ногайцев много замечательных деятелей образования и культуры: Р. К. Кожевникова (Баубекова) — поэтесса, Р.Я. Мажитова — заслуженный учитель РФ, А. А. Махмудов — архитектор, специалист по реставрации памятников культуры; Р.Х. Давлеталиева — заслуженный учитель РФ, В.У. Кутламбетов — заслуженный учитель РФ, директор Растопуловской школы им. А. Джанибекова и др.