И. Демьянович — Станицы Астраханского казачьего войска

02864651Посвящается светлой памяти писателя-краеведа, полковника Астраханского Казачьего Войска Горбунова Николая Павловича и атамана АКВ и Отдельного Астраханского окружного казачьего общества Полежаева Александра Ивановича

I. Предисловие

Ровно 10 лет назад, в 2002 году был издан учебное пособие для учащихся старших классов общеобразовательных школ Астраханской области «История казачества Астраханского края». Одним из авторов его был Николай Павлович Горбунов

Потомственному астраханскому казаку, писателю-краеведу, общественному деятелю, ушедшему из жизни в 2006 году, 14 февраля 2012 года исполнилось бы 84 года. А в 2011 году ушел из жизни еще один автор этой книги – известный астраханский фотохудожник, автор иллюстраций к книгам и альбомам, атаман Астраханского казачьего войска (1996-2000 гг.) Полежаев Александр Иванович.

Фактически, эта книга двух замечательных людей стала первым доступным современным изданием. Однако, небольшой тираж и прошедшее время (издание в 2002 года) показало, что с этой книгой знакомы, к сожалению, далеко не все. А материалы подобного рода просто необходимы. Учитывая то, что сейчас в Астрахани существует несколько казачьих объединений, в том числе и в школах области, а атаманом реестрового войска избран председатель правительства Астраханской области К.А. Маркелов, актуальной остается проблема освоения исторического прошлого одного из народов юга России.

Этот реферат исследовательского направления подготовлен на основе изданных книг, а также использованы неопубликованные ранее материалы из личного архива Н.П. Горбунова, А.И. Полежаева, К. В. Гузенко, Н.Ф. Догадиной. По материалам этой работы был снят небольшой видеофильм, с использованием репродукций и копий фотографий из редких книг дореволюционного издания.

II. Краткое описание истории станиц Астраханского казачьего войска представлено с момента образования и до его упразднения в 1918 году.

1. О казаках

Казаки в Астраханском крае появились за 26 лет до вхождения Астрахани в состав России: в 1520 году «отряд рязанских казаков из под Червленого Яра прошел на судах по Волге на Терек».

Предки астраханских казаков появились раньше, чем предки любых Казачьих войск, расположенных к востоку от Волги – Сибирского, Уральского, Семиреченского, Забайкальского, Амурского, кроме Оренбургского войска, куда вошли самарские казаки.

А вот собственно астраханские казаки появились после присоединения Астрахани к России. Пришедшие с войсками донские казаки были оставлены в Астраханском крае для охраны и поддержания порядка среди новых подданных Российской короны.

2. О Войске

Астраханское казачье войско – одно из одиннадцати самостоятельных казачьих войск, существовавших в России до революции 1917 года, по численности населения занимало 10 место (около 45000 душ).

Создание Правительством Астраханского войска происходило дважды.

После первоначально созданной в 1737 году 300-сотенной команды, состоящей в основном из калмыков, 28 марта 1750 года произведено переформирование команды в 500-сотенный Астраханский казачий полк.

Далее, войско претерпевало несколько организационных преобразований, и в 1817 году Астраханский полк был во второй раз преобразован в «Астраханское казачье войско», состоящее из трех полков.

Подробнее можно прочитать на сайте К. А. Маркелова летопись истории. http://www.komarkelov.ru/kazaki_ist/; а также на сайте Астраханского союза казаков «Казачий вестник», в книгах историка М.С. Сычева «История казачества. История Астраханского казачьего войска» и «История»: http://vestnikakv.ru/article.php?mode=view&site_id=46&own_menu_id=5872.

Астраханское казачье войско было ликвидировано одним из первых в 1918 году ХХ века и только с 1991 года началось его возрождение.

3. Образование станиц, структура вхождения в АКВ

Среди 11 казачьих войск, существовавших в России накануне революции 1917 года, только Донское и Уральское образовались самостоятельно, а остальные, включая наше астраханское, был образованы по решению Правительствующего Сената, который выделял для этого земли, указывал места расположения станиц.

В нашем Астраханском войске станицы образовались тремя путями:

1 – поселением на выделенных землях казаков из астраханского казачьего полка в период 1750 – 1785 гг.

2 – преобразованием в станицы в 1873 году городовых казачьих команд, находящихся в городах Саратов, Царицын, Черный Яр, Красный Яр и включенных ранее в Астраханское казачье войско. Сюда же надо отнести станицу Михайловскую, образовавшуюся в 1842 году из городовой казачьей команды города Енотаевска на новом месте.

3 – две станицы образованы из бывших хуторов: Николаевская в 1909 году из станицы Александровской и в 1914 году станица Астраханская из станицы Лебяжинской.

Даты образования некоторых станиц (1 и 2 отделов):

— в 1733 г. – 6 станиц между Камышиным и Царицыным.

— в 1750 г. – Казачебугровской,

— в 1764 г. – Лебяжинской, Замьянской, Косикинской, Ветлянской, Грачевской (сохранилось документальное свидетельство о том, что 21 августа 1764 года Сенатом утвержден доклад Астраханского Губернатора Бекетова об учреждении по правому берегу Волги 5 новых казачьих станиц).

— в 1785 г. – Дурновской, Городофорпостинской;

— в 1842 г. – Михайловской;

— в 1784 – 1786 гг. – Енотаевской, Черноярской, Красноярской,

— в 1801 г. – Саратовской, Камышинской, Царицынской;

4. Станицы и полки

До реорганизации управления Войском в 1869 году станицы и казачья команда, входили в один из трех полков Войска.

В 1-й полк входило 7 станиц (Казачебугровская, Городофорпостинская, Дурновская, Лебяжинская, Замьянская, Сероглазовская, Косикинская и Красноярская казачья команда), штаб – квартира была в Астрахани.

Во 2-ой полк входили 3 станицы (Копановская, Ветлянинская, Грачевская, а также Черноярская, Царицынская и Енотаевская казачьи команды), штаб – квартира в Копановской станице.

В 3-й полк входили 2 станицы (Пичуженская и Александровская, Камышинская и Саратовская казачьи команды), штаб-квартира в Саратове.

После создания в Войске в 1869 году двух отделов:

— в 1-ый, с центром в Енотаевске, вошло 10 станиц (Казачебугровская, Городофорпостинская, Дурновская, Лебяжинская, Замьянская, Сероглазовская, Михайловская, Косикинская, Копановская и Грачевская, Красноярская и Черноярская казачьи команды. В 1873 году казачьи команды преобразованы в казачьи станицы.

В 1914 году образована четырнадцатая станица «Астраханская», выделенная из станицы Лебяжинской.

Во 2-ой отдел, с центром в хуторе Камышин, (расположен в городе Камышин) входило 3 станицы (Пичуженская, Александровская, Александро-Невская и казачьи команды Царицынская и Саратовская).

В 1909 году из станицы Александровской выделились самостоятельная станица Николаевская.

5. Земли станиц

Земли, принадлежащие Войску, находились в Астраханской, Саратовской и Самарской Губерниях. Центр войска – город Астрахань.

Границей между юртовыми землями станиц I и II Отделов стала граница между Астраханской губернией и Царицынским уездом Саратовской губернии.

Вместе с тем, дополнительные земельные наделы станиц I Отдела имелись в Саратовской губернии, а дополнительные земельные наделы станиц II Отдела имелись в Астраханской и Самарской губерниях.

При выборе мест под постройку станиц учитывалось наличие казенных земель из расчета 30 десятин (около 33 гектаров) на каждого казака старше 16 лет. Сначала оказалось, что из-за подмыва берега Волги и наступления песков места были выбраны неудачно, и некоторым станицам потом пришлось переселяться на новые места. По мере роста казачьего населения добавлялись земли из Резервного фонда, причем нередко за сотни верст от станиц. Земля казакам в постоянное пользование не выделялась. Казак получал пахотные земли на 6-8, а сенокосные до 5 лет. Поэтому земля периодически распределялась жеребьевкой по паям, который можно было еще продать.

Казаки с семьями селились в станицах, под казачьи станицы выделялись новые земли из реестра казенных земель. Выделенные земли обрабатывались, сдавались в аренду, деньги от которой шли на нужды станичников.

6. Организация жизни и быт

Сегодня слово станица ассоциируется у нашего современника с понятием определенного населенного пункта типа село, город и т.д. Но первоначально станицы были организационно-военной структурой, в которую объединялись группы казаков, зачастую, связанных родственными узами. Они нередко перемещались из одной местности в другую; существовали посольские станицы, сопровождавшие казачьих посланников в Москву и другие места.

Основная служба войска проходила по поддержанию почтовых трактов, на чумных и холерных кордонах, в тяжелых степных условиях, в борьбе с разбойным людом, зачастую, более опасном, чем участие в боях.

Эти обстоятельства учитывались при выборе удобных для контроля над ситуацией мест расположения станиц, но не всегда удачных, поэтому все станицы меняли неоднократно свое первичное месторасположение, осваивая места вокруг определенных ранее для станиц мест.

Период образования новых станиц совпал с полукрепостным положением казачества, когда не только сами казаки были казенными, государственными людьми, приписанными к Военному ведомству (как крестьяне приписные к помещикам, монастырям, царским уделам), но и все строения станиц, включая плетневые «турлушки», конюшни и т.п. были казенными, принадлежащими Государю.

Казак до 1884 года не мог самостоятельно сменить место жительства (крепостные крестьяне до 1861 года) и перемещались из одной станицы в другую только по приказу.

Постепенно жесткие рамки казачьего быта смягчались, и казаки стали заводить собственные, как правило, очень добротные домовладения.

А в начальный период образования станиц казаки жили в плетневых турлушках шириною 2, а длиною 3 сажени, стены которых представляли плетни, обмазанные глиной.

Название «турлушка» или «мазанка» встречаются и сейчас и означают крайне примитивное жилище.

Население в станицах было разных сословий и национальностей.

В станице наряду с зажиточными, средними и бедноватыми казаками были и очень богатые.

Богатые казаки имели крепкое хозяйство, много земли в пользовании, конные экипажи с каретами, счета в банках, сады как, например, в станице Дурновской.

Бедные казаки (как мужчины, так и женщины) часто нанимались в батраки на сезонные работы к богатым.

Семьи у казаков были большие, в среднем по 7-10 детей.

Во всех казачьих станицах уделялось большое внимание образованию, были открыты станичные училища, в которых обучались дети казаков.

7. Участие в военных кампаниях

Но главным занятием казаков была воинская служба. Казаки служили по поддержанию почтовых трактов, на чумных и холерных кордонах, участвовали в боевых действиях на Кавказе, в Отечественной войне 1812 года, некоторые дошли до Парижа. Из всех станиц были отправлены казаки на Русско-Турецкую войну 1877-1878 гг., все участники были награждены светло – бронзовыми медалями и специальным знаком на головные уборы «За отличие в Русско-Турецкой войне 1877-1878 гг.». Многие станичники получили серебряные медали или стали Георгиевскими Кавалерами.

Подробная информация (фамилии, имена и отчества) об участниках боевых действий из всех станиц есть в книге Ивана Алексеевича Бирюков об Астраханском казачьем войске. На протяжении менее двух десятков лет он выпустил ряд исчерпывающих работ по истории Астраханского войска. Это и «История Астраханского войска» в 3-х частях, и «Астраханские казаки. (Исторические рассказы. Географические, экономические и служебные сведения о войске)», и «Историческая справка об Астраханском казачьем войске. (Материалы для истории Астраханского казачьего войска и Астраханского края.)», и «Памятка астраханского казака о родных полках своего войска». До настоящего времени трехтомный труд И. Бирюкова является самым исчерпывающим исследованием истории астраханского казачества с XVIII в. по 1911 г. Подобных этому исследованию не было, и нет ни в одном другом казачьем войске. С этими книгами можно познакомиться в Обласной научной библиотеке им. Н. Крупской.

В 1906 году каждая станица отправила казаков в первый набор Астраханского Лейб-Гвардии взвода (из 30 человек), входящего в Лейб- Гвардии Сводный казачий полк (охрана императорской семьи), который квартировался в Гатчине, под Санкт-Петербургом.

Астраханские казаки принимали участие в 1-ой мировой войне.

8. Духовная жизнь в станицах

Центром духовной жизни всех поселений в России была православная церковь, и ее постройка была первоочередной задачей населения и управляющих ими структур. В станицах строились церкви, но при строительстве и в дальнейшем церкви испытывали большую нужду в денежных средствах. Наказной атаман войска Тевяшов Николай Николаевич обратился в 1891 году к Наследнику Престола Великому Князю Николаю, Атаману всех казачьих Войск России (будущему Императору России Николаю Второму), с просьбой оказать «из-за скудности средств церкви… уделить что-либо от щедрот своих». По этому прошению деньги, по 500 рублей, получили церкви в Михайловской, Косикинской, Грачевской, Александро-Невской и некоторых других станицах астраханского войска.

Православие было духовным стержнем астраханских казаков, но, и это важно, среди казаков были представители других конфессий и направлений (староверы, мусульмане, иудеи, католики, представители буддийской веры и т.д.). Вероятно, данный исторический факт и заложил основу современной толерантности и веротерпимости у населения Нижнего Поволжья и потомков казаков.

9. Казак и песня

В казачьих песнях – жизнь и история россии. В 1902 году по приказанию военного Министра России во всех казачьих Войсках были записаны казачьи песни, предания, былины. В нашем Войске подъесаул Александр Адрианович Догадин посетил все станицы и записал на граммофон более 300 песен и в 1909 году издал сборник песен в двух томах, указав станицы, где они были записаны и их исполнителей (ансамбли, солистов).

Самыми «песенными» оказались станицы Пичуженская (40 песен), Александровская (39 песен) и Дурновская (20 песен). (Есть ксерокопия всего уникального сборника).

Во многих станицах были библиотеки. Например, в Дурновской библиотека была создана в 1882 году, причем членом ее совета был наказной атаман войска. В этой библиотеке было много книг, они даже выдавались для чтения на дом.

В станичных училищах проводились народные чтения литературы. С 1903 года народные чтения сопровождались показом «Туманных картин» через «волшебные фонари» (Напоминает диафильмы или современные слайды). В 1911 году в Войске было 233 серии, в которых было 3315 художественных картин. Их выдавали и обменивали в Атаманском (Городофорпостинском) станичном училище.

В начале XX века в станичных училищах начали ставить спектакли, в которых принимали участие учителя и молодежь. Например, по историческим сведениям в станице Дурновской ставились и платные спектакли по пьесам Островского и Чехова.

Казачья песня сопровождала станичников повсеместно: в строю, на праздниках.

До революции 1917 года существовала система информационной связи между Правлением войска и всеми станицами. В каждой станице из числа местной интеллигенции и грамотных казаков имелось несколько добровольных корреспондентов. Они периодически получали от Правления «вопросник», отражающий различные стороны жизни станицы. Потом информировали Правление. Все эти материалы потом издавались в виде подробных информационных сборников и распространялись по станицам.

10. Заключение

У каждой станицы Астраханского казачьего войска есть своя интересная история, связанная с ее образованием, проживавшими в ней людьми, бытовыми и семейными традициями, станичной жизнью со своими печалями и радостями, песнями и обрядами. В моем роду тоже были казаки и мне хотелось бы узнать о наших предках побольше. Но это уже дальнейшая продолжительная и интересная история.

Добавить комментарий