У. В. Володина — Быт, культура и традиции казаков

Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Мы благодарим за вклад, который Вы сделаете.

Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826

Вы также можете помочь порталу без ущерба для себя! И даже заработать 1000 рублей! Прочитайте, пожалуйста!

02864651Наряду с проблемами, вызванными политическим, экологическим, финансово-экономическим, духовно-нравственным и прочими глобальными кризисами в жизни современного общества, в последнее время все чаще говорят и пишут о возрождении нашей страны. Это объясняется тем, что сегодня, как никогда ранее, актуальной и насущно необходимой становится проблема формирования национального самосознания, научного мировоззрения подрастающего поколения, которому предстоит стать духовным стержнем возрождающейся России, эталоном патриотизма и любви к Отечеству, носителем лучших гражданских качеств.

Важное место в этом процессе занимает казачество и его духо
вно-нравственные традиции, которые на протяжении многих веков были важным элементом общественного сознания, как основы российской социальной системы.

Казаки, казачество… Столь знакомые и понятные, и столь многогранные, неоднозначные и загадочные слова. При этих словах у жителей России всплывают картинно-художественные образы Григория Мелихова, Тараса Бульбы, Ермака Тимофеевича и Степана Разина. Так кто же такие казаки?

Слово казак до революции 1917 года означало принадлежность к казачьему военному сословию – одному из пяти главных сословий Российской империи.

Первые упоминания о казаках в русской летописи относится к середине XV века в описании ордынского набега на русский город Переяславль – Рязанский. С этого времени начинается развитие двух самостоятельных ветвей казаков, которые позднее сольются в однородное казачье войско.

Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков. За годы лихолетья и уничтожения казачества изрядно выветривались и исказились под чуждым влиянием эти понятия.

Суровые условия жизни, соседство с воинственными племенами кочевников, иные постоянные опасности формировали своеобразный характер людей, готовых в любой момент дать отпор противнику, встать на защиту своих родных и близких, своих очагов. Это формировало и традиции, и обычаи казаков. Например, оружие в доме являлось такой же обыденной и необходимой вещью, как другие предметы быта. И дома и на службе казаки носили свою военную и форменную одежду.

Важную роль в ориентации жизненного уклада казаков играли женщины – казачки. Вся работа ложилась на женщину. Если казак в долгих военных походах добывал славу, то трудолюбивая, домовитая казачка сохраняла земли и богатства семьи.

По этой причине отношение к женщине у казаков было иным, нежели в крестьянских семьях. Казачки были более равноправны со своими мужьями. К их мнению прислушивались, их уважали, чтили и берегли куда больше, чем это было у многих других народов и сословий.

Воспитание девочки – казачки включало в себя не только привитие ей трудолюбия и домовитости, но и верности мужу и семье. В противном случае не только она, но и весь ее род мог быть подвергнут позору, и вынужден был бы покинуть станицу. Уклад казачьей жизни, в основе которого лежала военная служба вдали от дома, прежде всего, формировал представление об обязанностях женщины как хранительницы семьи и семейного очага.

Основой духовной жизни всего русского казачества была православная церковь и искренняя вера в Бога.

Большинство казаков крепко придерживались православной веры, но, как правило, они не были излишне богомольными людьми. В истории казачества имел место даже случай отлучения от православной религии в 1630 году всех казаков за нарушение наказа Московского царя не воевать с турками.

Среди казаков было немало христиан, не относящихся к Русской Православной Церкви. Так, значительная часть уральских казаков придерживались старообрядческой веры.

В связи с комплектованием большинства казачьих войск России из местного, нерусского населения к казачьему сословию причисляли как крещеных, так и некрещеных инородцев.

Наиболее массовый случай такого рода произошел в конце 1917 года, когда в Астраханское казачье войско были приняты все астраханские калмыки, в большинстве своем исповедовавшие буддизм.

После того как казачьи войска встали на службу Российскому государству и вошли в государственную систему, уклад их жизни практически не изменился. Власти и не пытались изменить этот уклад, а наоборот поддерживали его, используя в интересах государства. Казаки продолжали оставаться в первую очередь воинами. Они также должны были быть готовы в любой момент выступить на войну. Но теперь уже не только против воинственных соседей, но и против любого врага, на любой из границ государства, в любой войне которую вела Россия. Это во многом определило судьбу казачьих обычаев и традиций, которые также оставались неизменными.

Казачья служба была трудной и опасной. Полжизни казак проводил в войнах и походах вдали от дома. В этих условиях не каждый мог дожить до старости. А поэтому продолжение рода было предметом особой заботы не только каждой казачьей семьи, рода, но и всей станицы, всего войска. И это было главной традицией, определявшей уклад станичной жизни казаков.

В соответствии с этой традицией отсутствие детей считалось величайшим несчастьем, в котором видели либо наказание за грехи, как собственные, так и предков, либо испытание, посланное Богом.

В казачьи семьи, независимо от достатка, охотно брали подкидышей или детей родственников из бедных семей. Казаку, взявшему приемыша, на всех сходах и переделах сразу выделялся лучший земельный пай. Сирота автоматически считался казаком, и на него распространялись все привилегии.

Большое число детей в доме считалось залогом крепости семьи, лучшим средством от супружеских склок и измен.

Между детьми разного возраста в казачьих семьях соблюдалась строжайшая субординация. Поддерживалась такая субординация не только требованием родителей, но и самим укладом жизни. Семьи были большими и родители не могли уделять много времени каждому. Поэтому на старших детей ложилась обязанность присмотра за младшими. Пока последние не умели сами одеваться и держать ложку, старшие должны были помогать им. При этом понятие «старший» или «старшая» не всегда отражало существенную разницу в возрасте. Порой за годовалым малышом ухаживал пяти-, а то и трехлетний брат или сестра. У старших детей, кроме того, были и другие обязанности в семье. До того возраста, в котором их место было уже рядом с родителями в поле, они обязаны были поддерживать порядок в доме, следить за домашней скотиной, готовить пищу и носить ее отцу и матери, особенно если те работают далеко от дома.

Участь старших детей была не из легких. С них спрашивалось и за работу, и за поведение младших. А потому было вполне естественно, что младшие слушались их и подчинялись.

Кроме того, при проживании вместе не только своих детей, но и приемных и детей из семей родственников различий между ними не делалось. Поэтому, попадая в казарму, казак особой разницы в своем положении не ощущал: и быт был сходным, и дисциплина, и взаимоотношения. Казачьи сотни и полки не знали тех проблем, которые существовали в других воинских частях. Умение жить в коллективе, способность подчиняться старшему, отвечать за младших и заботиться и них были естественными, с детства усвоенными привычками. Традиции коллективизма, заложенные в семейном укладе, умножали боевые качества воинских казачьих подразделений.

А в девушках такой семейный уклад воспитывал готовность и способность создать свою большую семью и правильно организовать ее хлопотную жизнь.

Когда казак достигал 17 лет, он вместе со сверстниками выходил на станичный смотр. Молодежь лихо скакала на конях, рубила лозу, метала копья и дротики, стреляла в цель, как в пешем порядке, так и на скаку. Также они должны были уметь переплавлять вплавь через водное препятствие вместе с лошадьми, оружием и амуницией.

Всему этому казака должны были обучить в семье. Казак рождался воином. Отсюда и казачий обычай: новорожденному все друзья и знакомые отца приносили что-либо «на зубок». Этот подарок непременно был военным: патрон, стрела, лук, дед обычно дарил шашку или ружье. Отсюда и другой казачий обычай: мужчину должен воспитывать мужчины. Поэтому с пятилетнего возраста все воспитание и обучение казаков ложилось на отца, а в его отсутствие – на других старших мужчин в роду. Мать с этого времени уже почти не видела сына.

В основе всего воспитания и обучения казаков лежал проверенный жизнью принцип «Делай, как я», он применялся во всех проявлениях казачьей жизни: в быту, в учебе, в радости и горе, в боевых делах. Подражание старшим делало ребенка настойчивым, смелым, решительным, он мог вскочить на коня и даже скакать на нем, мог переплыть речку даже в холодную пору, был ловким, метким и отважным.

Старшим было принято рассказывать о своей службе, о боях, в которых они участвовали, и о полученных наградах, которые носили с большой гордостью, о военных хитростях, применяемых ими, о повадках врагов, их умении воевать, о хитростях и коварстве.

С давних пор воспитывалось чувство любви и привязанность к своей станице. В ходу было теплое, уважительное слово «станичник». Встречаясь с незнакомым казаком, спрашивали, какой он станицы.

С малых лет казаков учили пользоваться общими благами честно, уравнительно, осуждали стремление жить за чужой счет, а не своим трудом.

У молодежи воспитывался и поддерживался древний обычай чинопочитания, уважения к старшим, поддержание родственных отношений, чувства гордости за их отличия в служении Родине.

Молодые казаки обращались к старшим уважительно, по имени, отчеству. Так же нередко обращались жены к своим мужьям в присутствии посторонних.

Религиозное воспитание проводилось, как правило, бабушками, которые учили молитвам, объясняли основные положения веры, церковные правила и обряды. Одновременно с детских лет казаками усваивалось большая веротерпимость к проживавшим вместе с ним людям, которые исповедовали ислам, буддизм.

Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями Господними, соблюдались традиции, обычаи, поверья, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи, несоблюдение или нарушение их осуждалось всеми жителями хутора или станицы, поселка. Обычаев, традиций много: одни появляются, другие исчезают. Остаются те, что наиболее отражают бытовые и культурные особенности казаков, что сохраняются в памяти народа от далекой старины.

Уникальность казачества состоит в том, что оно в тяжелейших условиях, среди враждебного окружения смогло создать сильную демократическую, свободолюбивую и религиозно-идейную общность со специфическим говором, своими нравами и обычаями, с рыцарской идеей защиты Отечества и православной веры.

Основу морали и идеологии казачества всегда составляло стремление к выполнению воинского долга перед Отечеством. Вместе с традиционно-религиозными ценностями не последнюю роль в культуре казачества играют веротерпимость, умение бок о бок жить и взаимодействовать с народами, представляющими другие религии и культуры.

Семейные традиции казаков воплотили в себе преемственность поколений, при этом они ритуально окрашивают события и моменты.

Духовно-нравственные традиции казачества прошли множество этапов формирования, и на основе народного опыта аккумулировали в себе характерные им ритуалы и обряды, сохранили основу, порядок действий и свойственные им ограничения.

Добавить комментарий