Игорь Эммануилович Грабарь — «Иней» (1918 год)

96465310Игорь Эммануилович Грабарь (1871-1960)

«Иней». 1918

Игорь Эммануилович Грабарь — одно из самых известных имен в истории русской культуры XX века. Человек искусства, науки, музейного и реставрационного дела, Грабарь в своей долгой жизни проявлял и чудеса трудолюбия. «Не помню себя не рисующим, не представляю себя без карандаша, резинки, без акварельных красок и кистей», — писал Грабарь. Любовью к родной земле, жаждой гармонии и единения с красотой окружающего мира исполнена каждая его работа

В Астраханской картинной галерее творчество И.Э. Грабаря представлено несколькими произведениями, созданными художником в разные годы. Одно из них – пейзаж «Иней» (1918), на обороте которой сохранилась надпись: «Из собрания П.М.Догадина в Астрахани». Эта работа была приобретена на средства Догадина у автора и привезена В.А.Эйфертом из Москвы в 1919 г., уже после открытия галереи

Пейзаж «Иней» отражает живописные и композиционные поиски художника в этот период, когда Грабарь передаёт не свой восторг природой, а состояние природы, приведшее его в восторг. Любовь к зиме стала основополагающей в творчестве мастера, который признавался, что с окончанием этого времени года пейзаж становится менее привлекательным для него. Иней — главный мотив многих произведений художника, он писал его в утренние и вечерние часы, при солнечном свете, и без него. Мимолётность этого явления заставляла особенно спешить с работой, чтобы уловить минуты быстротечной красоты. Живописец писал на открытом воздухе, делал небольшие наброски, так как на морозе застывала краска. Затем уже в мастерской многочисленные этюды превращались в художественные композиции.

По словам Грабаря, работа над инеем будила его «живописный задор». Он считал: «Немного на свете таких потрясающих по красочной полифоничности моментов, как солнечный день инея, где цветовая гамма, ежеминутно меняясь, окрашивается в самые фантастичные оттенки, для которых на палитре не хватает красок»

Влюблённый в красоту русской зимы, Грабарь пишет «сверхъестественное дерево, дерево-сказку» – берёзу – символ земли русской. Заснеженные берёзы звенят хрустальным звоном. Небо мерцает бирюзовым цветом. На поверхности снега пролегают голубые тени. Сиреневые и фиолетовые оттенки на заснеженных деревьях довершают картину сказочного пейзажа.

Впечатление дополняется применением шероховатой фактуры краски, наложенной мелкими, дробными мазками (дивизионизм). Это создает особый эффект пульсации света и цвета, позволяет передать особенности искрящегося в солнечных отблесках инея.

Добавить комментарий