История православного прихода города Камызяк

Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Администрация сайта благодарит Вас за вклад, который Вы сделаете.

44092632В XVIII веке на Волжских просторах неподалеку от Астрахани возникло более 10 учугов (учуг -преграда с сетями, устанавливаемая поперек реки для ловли рыбы). Рядом с ними обычно вырастали станы, на которых размещались хозяйственно-бытовые постройки. Впоследствии на этих местах возникали села рыбаков, которые существуют и поныне.

Камызяк – это один из учугов, подаренный царем Алексеем Михайловичем Романовым ()1645-1676 г.г. князьям Куракиным, которые заселили их ссыльными. В докладе рыбной конторы отмечается учуг Камызяк, расположенный на реке Кизань в 30 верстах от г. Астрахани: «на оной реке построен городок , в нем для приготовления и клади соляные, рыбные, икряные и клеевые амбары и рыбные вавилоны (башни) и для жительства рыбных людей строения, а через реку построена учужная забойка. Рыба ловится на оном учуге».

Но есть и более ранняя дата, к которой некоторые ученые относят образование учуга Камызяк. Это 1560 гол – врем правления Иоанна Грозного IV. В церковной летописи записано Камызяк происходит от татарского слова «камися» — камыш, растение, обильно росшее вокруг стана. В 1722 г. В Астраханском крае побывал Петр I. Интересно, что император посетил Камызякский и Чагалинский учуги, которые в последствие отошли в казну государства и стали сдаваться в аренду Астраханским купцам. В 1872 году при арендаторе Муханове из села Камызяк ватага (артель рыбаков) была перенесена на 20 верст ниже, ближе к морю, а основное население таки и осталось жить на месте стана.

О доходах и образе жизни населения Камызяка можно судить по росту жителей и пожертвованиям на Церковь. С самого начала существования Камызяка в селе было два храма

Первый – во имя Смоленской иконы Божьей Матери второй – во имя Николая Чудотворца (излюбленного святого в России и покровителя рыбаков). Строились храмы на пожертвования владельцев учугов и зажиточного населения. Камызяк считался богатым селом. Академик Озерецковский дополняет «при нем деревянные церкви, каменная одна, домов купеческих сорок». Из разных источников мы узнаем, что в Камызяке была построена церковь в XV веке, вторая — в 1760 году – каменная. Последняя просуществовала до 1804 г.

Церковь в честь Николая Чудотворца

Расположение : в 1804 году была построена из белого кирпича новая церковь Николая Чудотворца, в центре села Камызяк в районе кладбища, где было захоронение священнослужителей. Там же был раскинут сад, который в народе назывался «поповским». В 1839 году, храм был расширен, к нему достроили предел в честь Святых Петра и Павла

В указе 1770 г. №348 по эпизоду с разбором деревянной церкви Николая Чудотворца и строительства одноименной каменной указано «попу Дорофею Фамену учуга Смоленской церкви разобрать ветхую Никольскую церковь и из этого же материала построить дом для духовенства». Это была церковь для бедных. Уже в современные времена при строительстве на пожарной охраны, на месте старой постройки было обнаружено захоронение священнослужителей в облачении и с церковной утварью.

В Камызяке по данным на 1875 год существовала церковно-приходская школа, где обучались 15 мальчиков и 2 девочки.

Церковь в честь Смоленской иконы Божьей Матери

Расположение: в центре села, где сейчас расположен обелиск погибшим войнам в годы Великой Отечественной войны.

Она была построена из красного кирпича, средства выделяли купцы и меценаты. Освящена она была в 1917 году в честь иконы Смоленской Божьей Материи. Смоленская или, как ее называли в народе «Красная церковь» была необычайно красива, ее золоченые купола на 75 метром вздымались ввысь. Территория, огороженная небольшой кованой оградой была засажена цветами и деревьями. Разрушена же она была в 30-х годах XX века. Колокола по общему принципу того времени отравились на переплавку, а кирпич продан в Калмыкию. Фундамент же сохранился и по сей день. Рядом с церковью находилось двухэтажное здание, на первом этаже которого располагалась церковно-приходская школа, а на втором жило духовенство. Дом этот сохранился и расположен он в переулке – «Церковном».

76347657Современная история храма Смоленской иконы Божией Матери

Смоленская икона Божьей Матери — одна из трех наиболее почитаемых в России икон (наряду с Владимирской и Казанской). Это поясное изображение Богоматери, с младенцем-Христом, который восседает на левой ее руке (благословляя правой рукой, а в левой держа «свиток учения»), восходит к византийскому иконографическому типу Одигитрии («Путеводительницы»).

В Астраханской области приход Смоленской Иконы Божьей Матери существует с 1992 года, — в г. Камызяк Астраханской области, первоначально располагался в здании вечерней школы, ул. М. Горького. В не отапливаемом спортивном зале отгородили место для алтаря, установили на стены иконы. Икон было очень мало, часть – приносили прихожане, сохранившие старые списки икон. Так, часть иконостаса разрушенной церкви принесла женщина, у которой он хранился много лет. Она заболела, практически находилась в коме, и поняла, — что ей необходимо вернуть икону в церковь… Сейчас возвращенный триптих находится на почетном месте — справа от алтаря. А прихожанка – выздоровела, долгие годы была церковным старостой, пользовалась всеобщим уважением.

Отец Мирослав, бывший в 1996-1998 г.г. настоятелем Успенского кафедрального собора г. Астрахани, поднимал приход церкви Смоленской иконы Божьей Матери практически из руин – не было своего здания, пришлось прилагать множество усилий и в разъяснении пастве основных положений православия и догматов церкви, а, кроме того, — в 90-е годы, как и во всей стране, – было очень сложно с финансированием.

69301548Только в 1997 году были выделены средства для построения храма в честь Смоленской иконы Божьей Матери. Примечательно, что новую церковь заложили всего в нескольких десятках метров от того места, где стояла прежняя церковь в честь Смоленской иконы. Однако – в связи с дефолтом 1998 г. их оказалось недостаточно, и строительство было заморожено» на несколько лет. В 2000 году строительство возобновилось. Сейчас в храме регулярно проходят богослужения, совершаются Церковные Таинства (прихожане исповедуются, причащаются Телу и Крови Христовой, часто бывают крещения и т.п.), служатся требы, проходят крестные ходы.

Обычная приходская жизнь тоже не стоит на месте. Работает библиотека, воскресная школа для взрослых, творческая мастерская, кулинарный и кино-клуб, коллектив православных психологов готовых профессионально помочь разобраться с различными жизненными ситуациями.

Прихожане стараются стать настоящей общиной. Этому помогают и праздничные концерты, творческие вечера и, конечно, традиционные воскресные чаепития. Ведь это так важно в неформальной обстановке разделить с близкими тебе людьми свои религиозные и житейские мысли, радости и переживания. Трудами прихожан начата работа по обустройству внутреннего пространства Храма. Заменены двери, на стеклах — витражные росписи, притвор украшен фотообоями с религиозными сюжетами, появились информационные стенды. Но, безусловно, главной радостью стало приобретением всем миром Голгофы с изображением Спасителя.

Добавить комментарий