Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Мы благодарим за вклад, который Вы сделаете.
Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826
Вы также можете помочь порталу без ущерба для себя! И даже заработать 1000 рублей! Прочитайте, пожалуйста!
Предыдущая глава — Религиозные верования Хазарии
Степи Нижнего Поволжья и Северного Прикаспия с древнейших времен служили воротами для кочевников, прорывающихся с Востока в Европу. Великолепные пастбищные угодья, обилие воды малоснежные зимы всегда привлекали сюда кочевников-скотоводов, которые обосновывались в этих местах и при определенных исторических условиях начинали вести здесь комплексное скотоводческо-земледельческое хозяйство. В истории Астраханского края, как и в исторических судьбах России в целом, заметную роль сыграли печенеги — объединение тюркских и других племен в заволжских степях в VII-IX вв., в южнорусских степях — в IX в.
Древняя родина печенегов находилась в районе среднего течения Сыр-Дарьи. Самоназвание их было кангар. Границы заволжской Печенегии лежали между Волгой и Уралом. Основная масса печенежских погребений концентрируется на левом берегу Волги.
Гузы, или огузы, стали вытеснять печенегов, которые в конце IX в. перемещаются в южнорусские степи, но часть печенегов осталась в Поволжье. На Руси гузов или огузов называли торками.
Огузами в Средней Азии именовались тюркоязычные, преимущественно кочевые племена, жившие в IX-X вв. наиболее компактно в Прикаспии, низовьях Сыр-Дарьи и Приаралье. В конце IX в. огузы нанесли печенегам при содействии хазар сокрушительное поражение и овладели их землями между Уралом и Волгой. Оставшиеся на Волге печенеги смешались с огузами и отличались от последних только укороченными до колен верхними одеждами и обрезанными рукавами. Этим они показывали, что отрезаны от своих сородичей и соплеменников, — писал Константин Багрянородный.
Приводя слова Ипатьевской летописи о том, что в 1116 году «бишася половцы с торки и с печенегы у Дона, и секошася два дни и две нощи, и придоша в Русь к Володимеру торци и печенеги», П.В. Голубовский считает, что это были те самые печенеги, которые остались в огузской среде, и в дальнейших событиях печенеги являются неразрывно с тюрками.
Процесс ассимиляции печенегов в системе огузского племенного союза повсеместно завершился в XI-XII вв. Средневековые источники свидетельствуют о родстве огузов и печенегов. Махмуд Кашгарский указывает, что печенеги входят в состав племенного объединения огузов.
Поволжские печенежские погребения отличаются обилием пряжек, блях и бус, встречаются и предметы вооружения, стремена яйцевидной формы с округлым выступом для петли и узкой закругленной книзу подножкой; удила двусоставные с псалиями в виде стержней; железные стрелы, черешковые, трехлопастные.
В печенежских погребениях находят лепные глиняные сосуды без ручек с отогнутым венчиком, иногда с характерными защипами или насечками по верху венчика; металлические нашивки в виде стилизо-ванных птиц или птичьих крыльев; копоушки из овальной ажурной пластины со стержнем; бубенчики цельнолитые в виде шаровидной подвески; перстни сомкнутые с гнездом для вставки камня.
Иногда с описанными выше вещами попадаются бронзовые шаровидные пуговицы с горизонтальным швом, свинцовые грузики, стеклянные бусы, иногда бисер черного, синего, желтого цветов. С описанными предметами иногда находят кольчуги, копья, сабли, мечи.
Русские летописи и средневековые авторы довольно много вни-мания уделяли печенежско-торческому союзу племен, но, в основном, его западному крылу, от которого было больше всего беспокойств. О поволжских печенегах и торках известно очень мало, тем больший интерес приобретают исследованные археологические памятники этого времени.
Во время раскопок у села Старица Черноярского района Астраханской области экспедицией под руководством В.П. Шилова, в 1960 г., в кургане №7 было обнаружено погребение с костяком, ориентированным головой на запад, около которого нашли копыта лошади, серебряную бляху, бронзовые пряжки, два бубенца, шелковую ткань, железное кольцо, два кремня, кожаную обувь, бересту, бляхи поясного набора, прорезную бляху.
В кургане №21, раскопанном этой же экспедицией в 1961 г., обнаружили костяк человека с западной ориентировкой, при нем — две серебряные серьги, железную пластину, серебряную копоушку, ткань, три бронзовых бубенца, серебряный бубенчик и перстень. В этом же кургане в вводном погребении с западной ориентировкой костяка, в засыпи нашли череп и четыре ноги коня в анатомическом порядке, черепом на запад; железные кольчатые удила, два стремени, пряжку, два бубенца, две нашивки и другие вещи. В кургане №30 в вводном погребении в простой яме с западной ориентировкой костяка нашли кремень, обломок сосуда, железные пряжки,пластины, колчан с железным каркасом, стрелы, два стремени, серебряную пластину, бронзовую бляху, ткань, железный стержень, железную петлю, два ножа, кресало.
У села Петропавловка в Астраханской области был обнаружен целый могильник, исследованный Е.В. Шнайдштейн в 1972 г., где ока-зались черепа и кости коней рядом с погребенными людьми, обломки лепной керамики, изделий из железа и бронзы.
Необходимо рассмотреть прочно утвердившееся в историографии представление о том, что степные пространства возле рек Эмбы, Яика, Волги являлись древнейшей прародиной печенегов. Это представление не подкрепляется археологическими данными. В междуречьях Волги-Урала, Урала — Эмбы выявлены немногочисленные погребения и отдельные вещи печенежско-торческого времени. Без сомнения, печенеги и торки кочевали в этих степях, об этом свидетельствуют письменные и археологические данные, но говорить о том, что междуречья Эмбы, Яика, Волги являются прародиной печенегов нет никаких оснований.
Со второй половины XI в. степи Нижнего Поволжья стали заселять пришедшие с востока кочевые племена, которых русские источники называли половцами, западные — команами, арабо-персидские кыпчаками. Они входили в кимакский племенной союз, живший в X в. в верхнем течении Иртыша. Согласно исторической легенде, записанной у Гардизи, кыпчаки первоначально входили в кимакскую группу тюркоязычных племен, обитавших в районе Иртыша. Ссылаясь на «Худуд-ал-Алем», С.А. Плетнева датирует продвижение кыпчаков на запад, проникновение их в Заволжье, несколько севернее гузов и печенегов, X веком.
Во второй половине XI в. половцы совершают набеги на русские земли. С конца XI до начала XIII вв. половцы кочуют в Причерноморье, в степях Предкавказья, между Волгой и Яиком. Волга делила кыпчаков на западных и восточных. Степи, занятые половцами, стали назы-вать Дешт-и-Кыпчак. Русские летописи землю до Волги именуют Полем половецким. Иногда нижневолжских половцев источники назы-вают саксинами.
В XII в. восточные писатели отмечают город Саксин на Нижней Волге, который посетил Абу Хамид-ал-Гарнати в 1131 и в 1153 гг. По его описаниям, Саксин — большой «международный» город, главным образом состоящий из шатров, но, кроме юрт, он видел и дома из сосновых бревен, с крышами и потолками из досок.
Ал-арнати писал, что в городе живут 40 народов гузов, а также хазары, болгары и сувары, причем каждый народ селился отдельно колонией. К концу XII в. относится сообщение Ахмеда-ат-Туси о расположенном близ реки Итиль Саксине, который страдает от набегов кыпчаков.
В связи с нашествием половцев в степях Восточной Европы появляются многочисленные мужские и женские каменные изваяния. Еще Рубрук заметил, что у половцев-команов есть обычай ставить статуи на курганах: «Команы насыпают большой холм над усопшим и воздвигают статую, обращенную лицом к востоку и держащую у себя в руке перед пупком чашу…». ГА. Федоров-Давыдов приводит сообщение Низами, относящееся к XII в. о том, что кыпчаки ставят каменные статуи и поклоняются им.
В Астраханской области каменные изваяния, или бабы, как их называли, встречались, в основном, на севере, в Черноярском районе. В 1888 г. член Петровского общества исследователей Астраханского края К. Малиновский писал: «В Черноярском уезде есть и остатки каменных баб. По крайней мере, в селах Крестовской волости, по сведениям, доставленным сельскими властями, крестьяне находили каменных баб в рост человека, но без ног. Статуи эти без всяких надписей и находятся у крестьян вместо столбов в изгородях…». Одно из половецких каменных изваяний хранится в Астраханском краеведческом музее.
В Саратовской области в окрестностях села Таптулино Ртищевского района в 1966 г. обнаружили на кургане каменное изваяние из темного песчаника высотой 102 см, изображающее женщину с витой гривной на шее. В разрушенном впускном погребении кургана, кроме человеческих, оказались кости коня, а также железные удила с перегибом и большими подвижными кольцами на концах.
Полная сводка каменных изваяний Восточной Европы, детальное их описание и классификация даны С.А. Плетневой.
Наряду с сохранением старых форм курганов в конце XI-XII вв. в них появляются новые типы вещей в погребениях кочевников с восточной ориентировкой костяка. Одновременно с захоронением костей ног и черепа коня находят кости целого коня, обычно рядом с погребенным воином.
В это время продолжают бытовать мечи, сабли, кольчуги, колчаны, кресала, двусоставные удила с псалиями или без них, аналогичные тем, которые встречались в погребениях печенежско-торческого времени.
Для захоронений поздних кочевников Нижнего Поволжья XI-XII веков характерны курганные земляные насыпи, представлявшие собой простую конструкцию прямоугольных или овальных могильных ям с восточной ориентировкой погребенного. В индивидуальной яме хоронили целого коня, не изжил себя также и обряд захоронения шкуры лошади с головой и четырьмя ногами.
Степи Поволжья и Прикаспийской низменности по своим географическим и природно-климатическим условиям способствовали развитию животноводства у степных племен, здесь обитавших. Великолепными пастбищными угодьями с отличной кормовой базой и обилием воды являлись пойменные луга по берегам Волги и ее притоков. Благодаря малоснежью пастбища использовались для выпаса в течение круглого года, в основном овец, мелкого рогатого скота, верблюдов и лошадей.
У скотоводов в степях Нижнего Поволжья преобладали два основных способа ведения хозяйства — кочевой и полукочевой. Первый тип основывался на непрерывном кочевании, второй был связан с сезонными перекочевками и более длительными остановками.
Печенеги кочевали по «местам, где много дождя и кормов», они переходили с места на место в зависимости от пастбищ». Ибн Фадлан отмечал огузских баранов, которые отличались большой жирностью, печенежских овец, пасущихся на снегу, громадные стада лошадей у кочевников.
Больше всего у кочевников ценились лошади. Конь считался неразлучным спутником владельца, его боевым другом. Главным богатством были табуны коней. Конь служил средством передвижения на войне и облавной охоте. Рогатый скот также употребляли как средство передвижения, запрягали в повозки быков. Баранов держали ради мяса, шкур и шерсти.
Для круглогодичного использования пастбищ необходима их посезонная смена, что сопровождалось постоянными перекочевками. Усиленная пастьба скота на одном месте приводила к образованию передвижных сыпучих песков.
Дальность перекочевок зависела от условий местности, а также от величины стада. Сена кочевники на зиму не запасали, но регулировали свои перекочевки так, чтобы зимой стоять в местах удобных, где скот мог бы легко добывать себе корм — сухую на корню траву. Чем больше было стадо, тем больше оно вызывало перекочевок-переходов.
Ссылаясь на Марвази и «Худуд-ал-алем», С.Г Агаджанов пишет, что кимаки, жившие на Волге, в мирное время кочевали в огузские земли, в то же время огузы в домонгольский период совершали дли-тельные переходы, вплоть до придонских степей.
Одной из основ имущественного неравенства среди кочевников являлась частная собственность на скот. Ибн Фадлан отмечал бедность печенегов и богатство скотом огузской знати, обладавшей громадными стадами. У печенегов тоже не было равенства: у одних — «богатство, вьючный скот, стада, сосуды из золота и серебра, оружие, у них пояса, богато украшенные», у других — ничего.
Экономическое неравенство среди кочевников, классовое расслоение в их среде прослеживается не только по письменным, но и по археологическим источникам. Кочевнические погребения разделяются на три типа: 1) богатые, с дорогими, золотыми или серебряными вещами, с оружием, сбруей и конем; 2) средние, обычно это воины-лучники, без дорогого оружия, но часто с конем; 3) бедные, без оружия, без коней и часто без вещей.
Хозяйство кочевников имело натуральный характер, и ремесло было домашним. Скотоводство обеспечивало не только продуктами питания, но и сырьем почти для всей необходимой одежды и обуви. Широко в быту использовался войлок домашнего производства. В погребениях кочевников часто встречаются кожаные сапоги, которые, как и одежда, изготовлялись самими кочевниками.
Женщины шили одежду и обувь, правили повозками и вели все домашнее хозяйство. Все виды деятельности диктовались кочевым ско-товодством и связывались, в основном, с переработкой продуктов жи-вотноводства. Мужчины делали луки, стрелы, седла, повозки, караулили лошадей, приготовляли кумыс, охраняли верблюдов и вьючили их.
Кочевники в обмен на продукты скотоводства — шерсть, овец, мясо — получали дорогое оружие, предметы роскоши, ремесленные изделия.
Феодализация кочевнического общества и связанные с ней имущественное расслоение и социальная дифференциация являлись одной из причин оседания кочевников на земле. Пагубно отражались на кочевом хозяйстве гололеды, снегопады и засухи.
Скотоводческому хозяйству всегда сопутствует земледелие, которым занимаются сами скотоводы, если перекочевки у них сезонные, с длительными остановками, когда цикл кочевания завершается в сравнительно небольшом районе и осуществляется не всем племенем, а отдельными семьями или группами семей. Причем земледелие ведется для удовлетворения минимальных потребностей в зерновых продуктах.
Известно, что печенеги возделывали землю и сеяли просо и пшеницу. Не было чуждо земледелие и полукочевым огузам. Оседали и обедневшие половцы.
В низовьях Волги находятся плодородные земли, благоприятные для земледелия и скотоводства, именно здесь возникает один из известных городов кочевого мира — Саксин, в котором проживало сорок племен гузов со своими эмирами. В Саксине осевшие жители уживались с кочевниками. Название города Саксин распространяется на всю область Нижнего Поволжья, оно перешло в записях некоторых хронистов XIII века в имя поволжской группы половцев.
Половцы, как и печенеги, жили патриархальными родами, объединенными в племена. Несколько племен составляли союз, который назывался ордой. Во главе племен стояли «великие князья», во главе родов — «меньшие князья». Князья выбирались на племенных советах, в которые входила вся разбогатевшая родовая верхушка. Совету старейшин некторые источники противопоставляют сходки — народные собрания. Сходка, совет рядовых воинов, устраивалась в исключительных случаях, чаще всего во время походов, когда аристократии приходилось считаться с мнением рядовых кочевников. Таким образом, у кочевников прослеживаются все признаки военной демократии, а имен-но: совет старейшин, выбранные на совете военачальники и народное собрание.
Степень развития феодальных отношений у евразийских степных народов была различной. Вместе с феодализмом к ним проникали и мировые религии: христианство, иудаизм, мусульманство, буддизм, конфуцианство. Хотя источники и сообщают о распространении этих религий у народов Восточной Европы, в степях долгое время сохранялся языческий погребальный обряд и языческие верования.
Монгольское нашествие прервало процессы оседания и классообразования у кочевников.
Следующая глава — Гунны в Астраханском крае