Из истории Астраханского драматического театра

Из истории Астраханского драматического театраОфициальной датой рождения театра в г.Астрахани является 12 декабря 1810 г. В этот день в принадлежащем купцу Токареву сарае, приспособленном под зрелища, состоялся первый спектакль. Организатором театра был отставной подпоручик А. Грузинов. В течении первого года было дано 46 спектаклей. С первых же дней театр занял заметное место в культурной и общественной жизни города.

С 1857 года театр функционирует как антреприза, в которую приглашались многие известные актеры и театральные семьи. Первые шесть лет работы антрепризы связаны с именем капельмейстера И. Новикова. Об антрепризе И. Новикова писали в российском театральном журнале «Антракт».

В 1864 году город Астрахань принимает одного из великих мировых актеров — Айро Олдриджа.

С годами первое здание театра приходит в негодность. За строительство нового театра взялся потомственный почетный гражданин, Н.И. Плотников. В 1873 г. он заявляет общественному управлению о своем намерении построить в Астрахани за свой счет каменный зимний театр. Автором проекта был городской архитектор Фольрад, а наблюдение за ходом строительства осуществлял Макаров. В ходе работ в проект неоднократно вносились изменения. Не случайно Н. И. Плотников, прежде чем начать строительство, совершил путешествие и обстоятельно ознакомился с типами лучших европейских театров.

В июне 1887 года специальная комиссия вынесла решение, что здание «в отношении прочности и безопасности публики на случай пожара достаточно обеспечено и может быть открыто». 1 октября 1887 года состоялось освящение и открытие нового театра, который стал гордостью многих поколений астраханцев.

Первую антрепризу в новом здании держал П.Медведев, вписавший яркую страницу в историю русского провинциального театра. Он был искателем нарождавшихся талантов.

В 1890-е годы громадное значение имели сезоны антрепренеров П. Струйского и К. Витарского. Астрахань охотно посещалась гастролирующими коллективами. В разное время свое искусство здесь демонстрировали Альянова, Ермолова, Комиссаржевская, Собинов, Целиковская, Шаляпин.

Октябрьская революция внесла коренные изменения в театральное дело. Происходит переоценка духовного наследия, меняется репертуар, зрительный зал заполняют солдаты и матросы. Режиссеры Е.Любимов-Ланской, М. Бецкий, К.Олигин ставят спектакли, созвучные со временем. На сцене идут спектакли «Степан Разин» А. Новроцкого, «Мужики» Е. Чирова, «Савва» Л. Андреева. Вплоть до 1940-х годов подлинным новатором искусства как худ. руководитель, артист и педагог в Астрахани был засл. Деят. Иск. РФ М. Белецкий. Лучшими работами стали «Таня» А. Арбузова и «Бешеные деньги» А. Островского с замечательным актерским ансамблем: В. Нельский, Б. Ремизов, В. Бух, Б. Степанов, Л. Аьянова.

В годы ВОВ театр перестраивает работу на военный лад,– создаются бригады для обслуживания госпиталей и воинских частей, совмещается работа на стационаре с работой на выездах и на строительстве оборонительных сооружений на подступах к Астрахани. В репертуаре театра были не только военные, но и классические спектакли.

Новый творческий подъем в послевоенные годы связан с деятельностью Засл. Деят. искусств РСФСР Л.Самборской и группой актеров приехавших вместе с ней. Ее спектакли отличаются великолепной режиссурой, своеобразной манерой подачи материала, особым шармом.

Лучшие традиции развивал и последующий гл. режиссер театра М. Ваховский. При нем состоялся творческий отчет коллектива – гастроли в Москве в связи с 400-летием Астрахани.

Заметный след в истории театра оставили режиссеры Ю Юровский, Б. Дубенский; засл. артисты РСФСР Н. Гарин, В. Будагов, К. Моисеенко, М. Мощенский, Н. Нагуло, Л. Самсонова, В. Степанов, Д. Федоров, засл. Арт. ЯкАССР В. Андреев.

60-70-е годы ознаменовались работой театра под руководством талантливого режиссера, засл . деят.иск . России А.А.Образцова.

Новый творческий подъем театра связан с работой с талантливым режиссером, засл. деят. иск . Грузии Н.Р. Эшбой. Созданные ею в романтической манере спектакли «Дон Карлос» Ф. Шиллера, «Лесная песня» Л. Украинки, «Снегурочка» А. Островского вошли в золотой фонд театра.

Своеобразными были творческие поиски гл. режиссеров Н. Коробицина и В. Александрушкина. Наиболее яркиме спектакли: «Ричард III»

У. Шекспира, «Орфей спускается в ад» Т. Уильямса, «Жестокие игры» А. Арбузова.

В 1986 году Астраханский государственный драматический театр был награжден орденом «Знак Почета».

С 1987г. по 1994 год театр закрыт на реставрацию. Здание подверглось основательному обновлению. Это трудные годы странствий по чужим подмосткам. Но коллектив преодолел все испытания и сохранил свое творческое ядро. В репертуаре появились «Женитьба Бальзаминова» А. Островского, «Деревья умирают стоя» А. Кассона, «Трамвай «Желание» Т. Уильямса. Наиболее интересно в этот период раскрылись творческие индивидуальности Засл арт. РСФСР Л. Каменоградской, Г. Збруевой, Н. Четвергова, Т. Степановой. Первые годы работы на обновленной сцене связаны с именем Засл.деятеля искусств, Лаурета гос.премии Эстонии В.Черменева.

Из истории Астраханского драматического театраТворческое направление театра конца 1990-х годов определяется худ. руководителем Засл. арт России Н. Ширяевым. Многогранность и незаурядность постановок заставила поверить актеров в профессиональное возрождение, когда актерскому коллективу по силам любой спектакль. В репертуаре найдется спектакль на любой вкус – от классики до авангарда, в том числе детские и музыкальные спектакли. Наиболее яркими спектаклями, определяющими творческое кредо театра, были «Идиот» Ф. Достоевского, «Семейный портрет с посторонним» С. Лобазерова, «Дурочка». Л. де Вега, «Призрак Александра Вольфа» по Г. Газданову, «Смерть Тарелкина» А. Колкера.

Начало тысячилетия ознаменовалось работой театра под худ. руководством А. Цодикова. Спектакли этих лет отличает тонкость вкуса, изящество, психологизм и оригинальность драматургии. Сохраняя лучшие традиции, театр старается идти в ногу со временем. Появляются так называемые «кассовые комедии», которые в эти годы являются основой репертуара большинства театров страны. В то же время, улавливая тенденции развития современного театра, создаются спектакли интересные и для искушенного зрителя в том числе. Лучшие спектакли: «Смех в темноте» по В. Набокову, «Гарольд и Мод» К. Хиггенса и Ж. К. Карьера, «Приключения итальянцев в Париже» К. Гальдони, «Семья» М. Горького.

Сегодня театр живет и работает под руководством опытного режиссера С.В. Таюшева. С.В. работает в театре третий сезон. Творческое кредо –традиционная режиссура с адаптированием драматургии для современного стремительного века. Репертуарная политика: русская и зарубежная классика и кассовые комедии. С успехом идут на сцене театра Островский, Гоголь, Лермонтов, Шоу, Скриб и наряду с этим Куни и Камолетти. Основная задача – как можно больше спектаклей для всех категорий зрителя. В сезон театр под руководством С.Таюшева играет 7-8 премьер.

Добавить комментарий