Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Мы благодарим за вклад, который Вы сделаете.
Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826
Вы также можете помочь порталу без ущерба для себя! И даже заработать 1000 рублей! Прочитайте, пожалуйста!
Предыдущая глава — Сармато-аланские племена в Астраханском крае
Эпохой Великого переселения народов обычно считаются IV-VII вв. н.э., ее началом — переход гуннов через низовья Волги в 375 г., с которого начался их европейский поход, концом — вторжение лангобардов в Италию в VI в. и славянские переселения на территорию Восточной Римской империи (Византии) в VI-VII вв.
Переселение, потрясшее всю Европу, захватило и наш край, населенный сармато-аланскими племенами, господствовавшими здесь несколько веков. Видимо, этому предшествовали локальные миграции гуннов в Прикаспий, когда они впервые стали известны, хотя бы по искаженному названию, античным авторам. Греческий писатель II в. н.э. Дионисий из Египта, описывая Каспийское побережье, упоминает населяющие его народы: «…скифы…, потом унны, а за ними каспийцы…». Знаменитый греческий географ второй половины II в. н.э. Клавдий Птолемей также лишь указал в описании Азиатской Сарматии: «Между бастарнами и роксоланами живут хуны».
Во II-III вв. н.э. основная масса хунну кочевала в Средней Азии, вероятно, смешиваясь с местными племенами, но в конце III — начале IV в. они были вытеснены из Семиречья в результате ряда поражений и начали движение на запад, присоединяя к своему союзу племена различного происхождения. Предполагается, что ядро нового гуннского союза составили тюркские и монгольские племена (причем за время длительных миграций по Центральной Азии, Южной Сибири и Средней Азии особенно возросло число тюрок), а в Приуралье и Прикаспии к ним были присоединены некоторые финноугорские и сармато-аланские племена.
По мнению И.П. Засецкой, сочетание различных черт в археологической культуре Нижнего Поволжья эпохи Великого переселения народов указывает на смешанный состав населения. Краниологический материал еще по позднесарматскому времени, согласно наблюдениям В.П. Шилова, свидетельствует о проникновении монголоидного населения в Нижнее Поволжье, причем для Астраханского края характерен тип Среднеазиатского междуречья.
После гуннского нашествия в степях нашего края кочевали племена различного происхождения, в том числе, возможно, и уцелевшие сарматы. Но в погребениях V-VII вв., как отмечают археологи, крайне немногочисленных, трудно найти достаточный материал для надежных выводов. Происходит лишь дальнейшее усиление монголоидности черепов, что отмечается исследователями.
По письменным источникам известно, что в V-VI вв. в Западном Прикаспии кочевали тюркские племена урогов, оногуров, акациров, утургуров и кутригуров, а также сарагуров и савиров (как полагают, предков болгар). По мнению Н.Я. Мерперта, болгарские племена пришли сюда еще раньше гуннов, ибо похожее название (савары) упоминается Клавдием Птолемеем, причем он отмечает их как соседей аорсов. Окончания этнонимов на «гур» свидетельствует об их тюркской принадлежности.
Пестрый этнический состав аварской орды, прокатившейся через степи Нижнего Поволжья практически не оставив следов, общепризнан. Антропологический тип этих кочевников, похоже, был смешанным, хотя коренные тюрки из Центральной Азии были ярко выраженными монголоидами.
В последнюю четверть VI в. на Нижнее Поволжье распространилась власть первого Тюркского каганата, а с его ослаблением в 630-е гг., в Восточной Европе сложилось объединение болгарских племен.
Гуннское нашествие в IV в. н.э. привело к серьезным перемещениям народов в Восточной Европе. На Запад устремились орды финно-угорских и тюркских племен, столкнувшихся в восточноевропейских степях с ираноязычными сарматами. После распада Гуннской державы Атиллы Северный Кавказ, Подонье и Нижнее Поволжье превращаются в кипящий котел разноязычных племен. Их имена дошли до нас из византийских и закавказских источников — акациры, бареллы, сарагуры, уроги, авары, утигуры, кутригуры, хайландуры, аланы, болгары, савиры, хазары, маскауты.
В середине VI в. в глубинах Центральной Азии складывается государство тюркютов (тюрок-тугю). Именно в рамках Тюркского каганата начинают усиливаться хазары — ранее незначительное тюркское племя, обитавшее в степном Дагестане и на Нижней Волге.
Хотя средневековые авторы указывают на тюркоязычность хазар, несомненно, однако, что хазарский этнос сложился на основе синтеза народов, обитавших в Восточном Предкавказье. Причем средневековые авторы достаточно четко обособляют хазар от других тюркских народов, которые для них были просто «турки».
В конце VI в. Великий Тюркский каганат, раздираемый междуусобицами, распался на Западное и Восточное государства. Европейские степи остались во власти Западного каганата, традиционно поддерживавшего союз с Византией против Ирана.
В этих обстоятельствах народы предкавказских степей проявляют все больше самостоятельности. В Приазовье в начале 30-х гг. VII в. складывается Великая Болгария во главе с ханом Кубратом. В Нижнем Поволжье и Восточном Предкавказье гегемония переходит к хазарам. В 20-х гг. VII в. хазары, номинально считаясь подданными Западного тюркского каганата, практически образовали свой каганат.
Однако у новорожденного хазарского государства был сильный противник — Великая Болгария, без победы над болгарами не могло быть и речи о гегемонии хазар в Предкавказье. В борьбе с Великой Болгарией хазары опирались на союз с аланами. Несмотря на ожесточенное сопротивление, часть болгар (орда Батбая) покорилась хазарам, а часть, во главе с ханом Аспарухом, бежала на запад, преследуемая хазарами вплоть до Дуная.
«Великий народ хазар… стал господствовать на всей земле… вплоть до Понтийского моря» (Феофан Исповедник).
Став в 70-х гг. VII в. господствующей силой в Восточно-Европейских степях, хазары вступили в контакт с Византийской империей, фактически заменив Великий Тюркский каганат в качестве ее восточного союзника.
К началу VIII в. Хазария превращается в могущественное государство, расположившееся от Днепра до заволжских степей и от Дербента до Среднего Подонья. Наш край был центром этого обширного государства.
Что же представляла собой эта держава в экономическом и социальном плане?
Экономика Хазарии носила смешанный оседло-скотоводческий характер. Скотоводство являлось важной отраслью ее хозяйства, по-скольку значительную часть государства составляли степные просторы и предгорные пастбища, благоприятствующие этой форме хозяйства. В районах развитой оседлости преобладал крупный рогатый скот, в степных районах — мелкий, особенно овцы. Разводили хазары и свиней, ослов, верблюдов. Естественно, в хозяйственной жизни большую роль играла лошадь. Анализ рисунков на меловых блоках подонских городищ позволяет установить наличие двух пород коней: длинноногих с мощным крупом и маленькой головой и коротконогих, тяжеловесных, с большой головой. Первые — боевые, использовались тяжеловооруженными всадниками, вторые — типичная порода степных кочевников.
Скотоводство было лишь одной из отраслей хозяйства. Важнейшую же роль в экономике играло земледелие. Помимо групп населения, традиционно занимавшихся земледелием, шел процесс оседания на землю ранее кочевого населения, о чем неопровержимо свидетельствуют болгарские памятники Подонья. Да и собственно хазарам не был чужд земледельческий уклад. Письменные источники говорят о плодородии страны хазар, многочисленности в ней полей, виноградников, садов. Основными зерновыми культурами в Хазарии были пшеница (мягкая и карликовая), ячмень, рожь, просо. Археологические находки показывают, что хазары выращивали огородные и бахчевые культуры (дыни и огурцы), а также вишни. Известны им были и технические культуры.
О высоком уровне сельского хозяйства хазар говорит тот факт, что по богатству и разнообразию сельскохозяйственных орудий они не уступали таким признанно земледельческим народам, как славяне.
На всех памятниках древней Хазарии в большом количестве обнаружены обломки и целые жернова. О больших запасах зерна у жителей оседлых регионов Хазарии свидетельствуют остатки многочисленных хозяйственных ям, сооружавшихся внутри жилищ или вокруг них.
На всех археологически исследованных памятниках в бассейнах рек Дона и Волги, Предкавказья встречаются кости рыб и находки рыболовных принадлежностей (крючки, грузила от сетей), свидетельствующие о важной роли рыболовства в жизни населения Хазарии.
Исследования археологов свидетельствуют, что оседлое население Хазарии проживало в основном в поселениях с различными типами укреплений, некоторые из которых с течением времени превратились в города с проживающими там ремесленниками и куп-цами. Наиболее известным городом Хазарии является ее последняя столица — Атиль (Итиль). Город этот в IX в. назывался Хамлидж, и по свидетельству Ибн Хордабеха, находился на берегу реки, текущей из страны славян и впадающей в Джурджанское (Каспийское) море.19 Только с X в. волжская столица становится известна как Атиль. «Город Итиль (Атиль) делится на две части, одна часть на запад от реки, она большая, это и есть собственно Итиль, другая часть к востоку от реки зовется Хазаран, или Восточный Итиль; царь вместе с войском и приближенными живет в западной части города… Размер этой части города приблизительно фарсах, эта часть окружена стеной; в стене четверо ворот, обращенных к реке и в степь. Жилища в городе — шатры из войлока или из глины; дворец царя далеко от берега, сложен из обожженного кирпича… В восточной части города много купцов, торговых мест, здесь живут мусульмане, число которых превышает десять тысяч, у них соборная мечеть, мечети, муэдзины, училища, в этой же половине живут христиане, иудеи, идолопоклонники». Истахри сообщает, что в восточной части Атиля имеются рынки и бани. Масуди говорит о том, что Атиль делится рекой на три части; между двумя берегами находится остров, где был «дом правителя» и «дворец царя». На берег с острова перекинут мост из лодок. Вероятно, в этом свидетельстве зафиксирован рост города и перенос резиденции кагана и царя на остров в центре реки, что наталкивает на мысль о далеких от идиллии отношениях между властью и народом. Хазарский царь Иосиф и арабские писатели утверждали, что большая часть жителей Итиля с наступлением весны уходила на полевые работы из города, куда возвра-щались только зимой. Собранный урожай перевозили в Итиль на повозках или по реке на судах. Точное месторасположение Атиля до настоящего времени является дискуссионным. Л.Н. Гумилев считал,что столица Хазарии находилась в районе села Селитренное, и была смыта Волгой. В последние годы астраханские археологи ведут исследования близ села Самосделка в Камызякском районе Астраханской области. Здесь обнаружен значительный населенный пункт (частично скрытый Волгой), датируемый по многочисленным находкам керамики IX-XII вв. Говорить о том, что это Итиль, пока преждевременно. Только дальнейшие исследования позволят прояснить вопрос о месте расположения древнейшего города в Нижнем Поволжье.
Поселения и города являлись центрами ремесел, обеспечивавшии своей продукцией как оседлое, так и кочевое население. Ремесленники каганата освоили производство стали, из которой изготавливались клинки сабель. О высоком уровне оружейников Хазарии свидетельствуют находки фрагментов кольчуг и пластины наборных панцирей.
В погребениях и на городищах обнаруживаются многочисленные ювелирные изделия из цветных металлов (бронзы, серебра, золота): браслеты, перстни, серьги. Особое распространение получают в эту эпо-ху наборные пояса, украшенные разнообразными по форме металлическими бляшками. Разнообразна техника изготовления ювелирных изделий — штамповка, тиснение, ложная и настоящая зернь, чеканка, литье и др. Высокого уровня достигало косторезное дело.
Самостоятельной отраслью ремесла было и гончарное производство. Комплексы керамических печей, исследованные археологами, говорят о специализации этой отрасли производства. В степных районах, правда, изготавливались лепные грубообожженные на костре сосуды. Однако в оседлых центрах широко использовался гончарный круг. Производилась высококачественная сероглиняная посуда, украшенная разнообразным орнаментом. Нередки находки сосудов с клеймами — метками на днищах и ручках, анализ которых позволяет предположить факт перехода гончарного производства по наследству.
Хазарское государство с самого начала своего существования утвердило контроль над важнейшими торговыми путями из Восточной Европы в страны Передней Азии. В первую очередь, это путь вдоль западного побережья Каспия на Волгу и затем либо вверх по Волге, через Волжскую Болгарию, на Балтику, либо через Переволоку в Дон, а затем в Черное море. Интересно, что Черное море долго называлось Хазарским, хотя в X в. это название переносится на Каспийское море. Важную роль играл и сухопутный путь с Волги в Среднюю Азию.
Извилистая древняя магистраль караванной торговли — «шелковый путь» — пролегала через Хазарию. Торговля Хазарии была по преимуществу транзитной. Ассортимент товаров, производимых и вы-возимых хазарами, был незначителен: «Хазары не производят ничего, и не вывозят ничего, кроме рыбьего клея» (Истахри и Ибн-Хаукаль); «Из Хазарии происходят рогатый скот, овцы и бесчисленные рыбы» (Хадуд ал-алам). Однако через Хазарию шли на Восток из Руси, земель булгар и буртасов, мед, воск и особенно бобровые , соболиные,
лисьи шкуры и меха. Из стран Арабского Востока и Византии поступали предметы роскоши, ткани и серебро. Хазары получали значительную прибыль за счет торговых пошлин. Ибн Хордабех сообщает: «Русы… возят меха…по Танаису — славянской реке, переходят до Хамлиджа, хазарской столицы, и берет с них десятину ее властелин». Разумеется, взимая пошлины с купцов, хазары гарантировали безопасный проход и неприкосновенность иноземных купцов на своей территории. Достаточно высокий уровень экономического развития каганата стимулировал рост товарно-денежных отношений. В Хазарии, видимо, основной монетой были серебряные деньги, чеканившиеся в мусульманских государствах. О достаточно широком распространении денег в Хазарии свидетельствует упоминание русской летописи о взимании дани со славян «по шелягу с рала» («шеляг» — серебряная монета).
Об общественном строе Хазарии мы можем судить лишь по отрывочным сведениям, разбросанным в различных источниках. Несомненно, что в ранний период истории у хазар господствовали родовые отношения, которые в той или иной степени сохранялись у кочевников достаточно длительное время. Деление на роды сохранилось до самого конца Хазарского государства. Об этом пишет царь Иосиф. В ходе развития хазарского государства шел процесс лассообразования и выделения господствующей верхушки. Одним из самых распространенных обозначений хазарской знати был термин «тархан» — т.е. лицо привилегированное, свободное от податей. В повествованиях арабских историков о войнах хазар с арабами упоминаются воинские отряды в одну тысячу тарханов или в 4 тысячи детей тарханов (очень напоминает русское — «дети боярские»).
В то же время в состав каганата входили племена, где классовые отношения еще не сформировались. Значительной социальной группой в каганате были иностранные купцы. Они пользовались судебным иммунитетом. Развитие социальной структуры хазарского общества ярко прослеживается на примере организации войска. В ранний период войско состояло из ополчений. В IX-X вв. положение меняется. Хотя по-прежнему собирается ополчение, но оно играет вспомогательную роль. Главной ударной силой являются отряды, которые содержат наиболее могущественные представители знати, часто являющиеся наместниками в различных районах Хазарии. Костяком этих сил воинов-профессионалов являлась двенадцатитысячная гвардия царя. Усложнившаяся социальная структура хазарского общества требовала и до-статочно сложного аппарата для управления государством. Во главе его находился каган «хакан» — «ра’ис ардуаса» («вождь вождей») по арабской терминологии.35 Ближайшими к нему фигурами были «джеб-гу» («ябгу») — своего рода вице-король, второе лицо после кагана, и «шад» — командовавший конницей. Обе эти фигуры были ближайшими родственниками кагана (титул «шад» как правило принадлежал принцам крови). Однако к IX в. функции «шада» значительно изменились. Более того, судя по косвенным данным источников, должность шада переходит к роду, не связанному узами родства с каганом. После сокрушительного поражения в арабо-хазарской войне каган теряет свое значение, и на первый план выдвигается шад, которого на рубеже VIII-IX вв. арабские авторы именуют «бек» (правитель, князь), а с середины IX в. — «малик» (царь). В X в. каган превращается в священную фигуру-символ, которой воздаются почти божественные почести, но которую в случае тяжелых неудач и бедствий, как барана, могут принести в жертву. Вся же полнота власти в государстве переходит к шаду-беку-царю.
Среди чиновников центрального управления выделяются судьи (кади). Между судьями и царем имелся посредник «сафир», который передавал решения судей царю, и после его утверждения они приводились в исполнение. Местное управление осуществлялось либо местными князьями и старейшинами, либо наместниками царя — тудунами.
Хазарское общество носило раннефеодальный характер. Важнейший вопрос в любых общественных отношениях — вопрос о собственности. В феодальном обществе это собственность на землю. Хотя в каганате пастбища считались коллективной собственностью племе-ни, фактически право распоряжаться ими находилось в руках вождя и старейшин. Таким образом, процесс феодализации каганата не был завершен. Множество племен, входивших в его состав, так и остались на стадии разложения родовых отношений. Однако явственные черты прогрессирующего феодализма позволяют отнести это государство к категории раннефеодальных политических образований.
Хазарский каганат, стремившийся к обладанию плодородными землями Закавказья, сталкивался со сходными устремлениями в данном районе Сасанидского Ирана, а позже Арабского халифата. Это неминуемо делало хазар союзниками Византии. С 50-х гг. VII в. начи-нается длительная арабо-хазарская война.
Вторая половина VII и весь VIII в. в истории каганата прошли под знаком борьбы с арабами, завершившейся поражением Хазарии. Каганат вынужден был заключить с Арабским халифатом мир, основным условием которого было обращение «неверных» хазар в мусульманство. Каган безоговорочно принял новую религию, потеряв авто-ритет, и на первый план выдвигается шад-царь. Столица была перенесена из Семендера в Итиль на Волге, что, видимо, еще более усилило позиции царя, так как каган, запертый в замке на острове, несомненно потерял связь с поддерживавшей его аристократией дагестанских городов. Со второй половины VIII в. Хазария разворачивает экспансию в северном и северо-западном направлениях. Торговать с арабами оказалось выгоднее, чем воевать. Поэтому хазары были заинтересованы в подчинении богатых «мягким золотом» — пушниной — земель славян и волжских болгар. Ряд славянских племен — радимичи, вятичи, северяне и поляне попадают в зависимость от каганата. Зато они теперь защищены от набегов со стороны степи. Однако после достаточно краткого периода стабилизации положение в Хазарии обостряется. Принятие иудаизма противопоставило царя и его ближайшее окружение хазарской аристократии, не принявшей новой веры, особенно провинциальной знати, придерживавшейся традиционной языческой идеологии. Обостряются отношения с бывшей союзницей — Византией, в Крыму и на Кавказе.
К середине IX в. в славянских землях идет быстрый процесс классообразования. На смену союзам племен идут племенные княжения, славянская знать, опираясь на дружины варягов, стремится освободиться от «опеки» хазар и самостоятельно решать торговые вопросы с Византией. Первой отделилась земля полян при поддержке дружин варягов Аскольда и Дира. Бывшие данники превращаются в реальную угрозу для каганата, тем более, что верная политике «разделяй и властвуй» Византия, стремится стравить их с хазарами. В этот же период хазары пропустили в подонские и приднепровские степи венгров. Венгры стали серьезной угрозой как для славян, так и для самой Хазарии. Внутри Хазарии в первой половине IX в. вспыхивает междуусобица между иудаистом царем и каганом, терявшим власть, но пытавшимся опереться на представителей провинциальной знати. Смута несомненно ослабила каганат. В 80-е гг. IX в. из Заволжья прорываются орды печенегов. Хотя хазары совместно с гузами нанесли им поражение, но остановить не смогли. Печенеги, превратившиеся в естественных союзников Руси (до 915 г. летописи не упоминают о конфликтах печенегов со славянами), вытесняют венгров из Причерноморья, громят Фанагорию и ряд таманских поселений. Уход венгров и появление в Поднепровье печенегов нанесли сильнейший удар по Хазарии после поражения в войнах с арабами. Ко времени правления царя Иосифа (середина X в.) Хазария представляла собой лишь тень былого могущества. На западе к границам каганата вплотную подходили кочевья печенегов и земли Древнерусского государства. В 40-е гг. X в. черные булгары освободились от Хазарской зависимости, а правители Алании и Волжской Булгарии были потенциально враждебны каганату. Испортились отношения и с гузами, которые, по оценке Константина Багрянородного, могли воевать и с печенегами и с хазарами. Более того, хазары уже не в состоянии были противодействовать русским дружинам, проходившим через их территорию на Каспий. Русский князь Святослав, опираясь на союз с печенегами (ибо славяне были хорошей пехотой, но нанести поражение хазарам без конницы было невозможно), в походах 965-969 гг. положил конец существованию каганата как государства. Разбив хазар, Святослав захватил их города, в том числе Итиль и Саркел. Итиль уже не оправился после этого удара, а Саркел стал русской крепостью -Белой Вежей.
Следующая глава — Религиозные верования Хазарии