Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Мы благодарим за вклад, который Вы сделаете.
Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826
Вы также можете помочь порталу без ущерба для себя! И даже заработать 1000 рублей! Прочитайте, пожалуйста!
Предыдущая глава — Савромато-сарматские племена в Астраханском крае
Много информации о савроматах, их верованиях, обрядах и материальной культуре принесли раскопки их погребений. Савроматские костяки, обнаруженные в Поволжье, в большинстве случаев лежат головой на запад (реже на восток) в вытянутом положении на спине, руки — вдоль туловища (одна кисть — на тазовых костях). Выявлено шесть типов савроматских могил: узкие прямоугольные и продолговатые могилы; небольшие широкие прямоугольные могилы; большие прямоугольные и квадратные могилы; круглые и овальные могилы; погребения на древнем горизонте; могилы с камерами (подбоями и катакомбами).
Для первого и второго типов характерны рядовые погребения, а для третьего и четвертого типов — погребения савроматской знати, что свидетельствует о социальном и имущественном расслоении этих кочевников.
Количество и качество погребального инвентаря определялось социальным и имущественным положением покойников. В этом смысле богатым погребениям не повезло, поскольку подавляющее большинство из них было ограблено, вероятно, еще в древности. Но бывают и счастливые исключения. Так, в 1986 г. у поселка Комсомольский было найдено женское жреческое погребение рубежа VI-V вв. до н.э. На груди покойной находилась массивная золотая пластина в виде кулана; на черепе и рядом — несколько золотых бляшек и пластин, некогда нашитых на головной убор. Ранее, при раскопках курганного могильника вблизи с. Соленое Займище Черноярского района в 1963 г. было найдено парное савроматское погребение V в. до н.э., отличающееся богатством и разнообразием погребального инвентаря.
По мнению исследовательниц данного погребения, обнаруженные в ряде савроматских могил парные захоронения мужчины и женщины свидетельствуют о наличии у савроматов патриархата. С одной стороны, такая гипотеза подтверждается сравнительно-историческим материалом погребальных обрядов древних скотоводов, видимо, рассматривавших женщин как часть своего имущества. С другой стороны, она противоречит данным античных авторов, Геродота и Гиппократа, подчеркивавших «женоуправляемость» савроматов и воинственность их женщин как результат их происхождения от амазонок. Эти представления сохранялись и позднее. По всей видимости, их следует отнести к сказочным элементам, придававшим сочинениям древних авторов определенную степень занимательности.
О верованиях савроматов (как и сарматов) можно судить в основном лишь по археологическим находкам, обнаруженным преимущественно в курганных захоронениях, так как об их мифологии практически почти ничего не известно, поскольку античные авторы об этом не писали, а немногочисленные сюжетные композиции на сарматских изделиях могут лишь косвенно свидетельствовать о близости основных религиозных представлений этих племен к верованиям скифов и других ираноязычных кочевников той эпохи.
В частности, К.Ф. Смирнов систематизировал находки, связанные с использованием огня в погребальном ритуале, интерпретированные им как различные формы проявления культа огня, известные также и у других индоиранских народов. М.Г Мошкова подчеркивает, что сожжения удостаивались немногие савроматы высокого социального положения, в частности, жрицы, хранительницы культа домашнего очага или огня, погребенные с каменными жертвенниками-алтариками.
Следует оговориться, что трупосожжение само по себе еще не может свидетельствовать о наличии или отсутствии культа огня. Например, с распространением культа огня у иранских зороастрийцев был введен строжайший запрет на любое его осквернение, так что трупосожжение у них исключалось. Но в древнейшие времена этот обряд, видимо, был довольно широко распространен у индоевропейских кочевых народов. В частности, он отражен в древнейшем индоарийском сборнике гимнов «Ригведа», оформившемся на рубеже II-I тыс. до н.э. Эти соображения, наряду с находками жертвенников-алтариков, косвенно подкрепляют гипотезу об отражении культа огня в погребальных обрядах савроматов. Культ домашнего очага отражен в сообщении о савроматских обычаях Исигона Никейского: «Если кто из врагов прибегнет к огню на очаге и замарает лицо угольями, то уже не обижают его, как домочадца». Погребения, расположенные вокруг древнего кургана, как и сам погребальный ритуал свидетельствуют о культе предков, типичном для народов древности.
Сравнительно-исторический метод исследования позволяет предполагать, что у савроматов, как и у других народов, находящихся на подобной стадии развития, существовал культ природы в ее главных проявлениях, в частности, культ рек и солнца, хотя в отношении рек имеются лишь поздние и косвенные данные, а о культе солнца можно догадываться только по подвескам дискообразной или колесообразной формы. Что касается изображений животных, вы-полненных в савроматском зверином стиле, то их семантика не раскрыта, хотя в ходе исследований скифо-сибирского звериного стиля выдвигались различные гипотезы (магическая или тотемистическая символика, зооморфные божества и т.д.). Весьма проблематична и гипотеза о семи главных божествах савроматского пантеона, воз-главляемых богиней, основанная исключительно на скифском материале.
Хозяйство савроматов можно охарактеризовать, опираясь на те же археологические материалы, обнаруженные в курганных могильниках, поскольку ни поселений, ни стационарных жилищ у этих кочевников, видимо, не было. Скорее всего, жили они в кибитках или шатрах, установленных на повозках. Само расположение курганных могильников в бассейне Волги показывает, что савроматы кочевали в меридиональном направлении, переходя с пастбища на пастбище: летом — на север, зимой — на юг. Несмотря на кочевой быт, савроматы пользовались глиняной лепной посудой. На основе изучения найденной в погребальных комплексах Нижнего Поволжья савроматской керамики, К.Ф. Смирнов выделил семь типов плоскодонных сосудов. В мужских, а также в 20 % женских погребений археологи нашли оружие — железные мечи, кинжалы, ножи, втульчатые наконечники копий и стрел (последние — как из бронзы, так и из железа). Основная масса металлических изделий поступала к савроматам от соседних осед-лых народов, возможно, частично в качестве дани. Если для приуральских савроматов основными поставщиками были восточные племена, то савроматы Волго-Донского междуречья получали изделия с юга (с Кавказа и Предкавказья) и запада (из Северного Причерноморья).
Савроматская эпоха, судя по археологическим материалам, наглядно демонстрирующим социальные и имущественные отличия
погребенных, была временем разложения родоплеменных отношений и формирования военно-родовой верхушки общества. Вместе со знат-ными воинами погребали их коней.
Политическая история савроматов (как и социально-экономическая) из-за отсутствия конкретных сведений в письменных памятниках реконструируется в основном по материалам археологических иссле-дований. Раскопки показывают, что погребения, по обрядам и инвентарю подобные нижневолжским, еще в VI-V вв. до н.э. распространились в Предкавказье в бассейне р. Маныч и междуречье Кумы и Терека.
По мнению К.Ф. Смирнова, первая волна савроматских племен, мирно перешедших через Дон на рубеже V-IV вв. до н.э., зафиксирована античными авторами под именем сирматов. В дальнейшем «миролюбивые отношения» (по мнению М.Г Мошковой), якобы существовавшие между скифами и савроматами, были нарушены: активное вторжение савроматских племен привело к вытеснению скифов в Крым.
Относительная близость савроматов к скифам проявилась и в распространении у них предметов прикладного искусства, изготовленных в так называемом скифо-сибирском зверином стиле. Все савроматские изделия звериного стиля изображают копытных животных, хищных птиц и зверей. Савроматский звериный стиль, по мнению К.Ф. Смирнова, был заимствован извне, а его особенности развились в VI-IV вв. до н.э.
Существует мнение, что искусство Нижнего Поволжья скифского времени более сходно с искусством Приднепровья и Кавказа, чем с искусством восточных районов, к которому тяготеет звериный стиль Южного Приуралья.
Таким образом, савроматская эпоха представляется чрезвычайно важным периодом в жизни довольно значительного массива ираноязычных племен VII-IV вв. до н.э., населявших южнорусские степи. Вхождение в железный век совпало у них с оформлением чисто кочевой экономики, отражением которой стали соответствующие черты культуры и быта. В это время происходило разложение родоплеменных отношений, в ходе которого выделялась военно-родовая знать. Трудно сказать, как повлияли на савроматов вторжения персов в VI в. до н.э. в земли среднеазиатских массагетов при Кире Великом и на территорию европейских скифов при Дарии I, но общая тенденция натиска кочевников с востока на запад сохранилась.
Следующая глава — Сармато-аланские племена в Астраханском крае