Золотая Орда. Население, культура, быт

Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Мы благодарим за вклад, который Вы сделаете.

Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826

Вы также можете помочь порталу без ущерба для себя! И даже заработать 1000 рублей! Прочитайте, пожалуйста!

Предыдущая глава — Управление и хозяйственная деятельность

См. также Поэзия Золотой Орды

Монголы, создавшие огромную империю, в численном отношении составляли ничтожно малую часть ее населения. По оценке Л.Н. Гумилева, в Улусе Джучи было лишь 4 тысячи семей монголов, основную же массу жителей составляли покоренные народы. Главным образом это были тюрки-кочевники: половцы, кипчаки, гузы, асы и др. По этому поводу ЭльОмари писал: «В древности это государство было страной кипчаков, но когда им завладели татары, то кипчаки сделались их подданными, потом они смешались и породнились с кипчаками, и земля одержала верх над природными качествами их, и все они стали точно кипчаки, как будто одного с ними рода». В то же время современники отчетливо видели политическое доминирование в государстве собственно монголов и поэтому значительное место уделяли описанию характерных черт быта и идеологии «монголов — именуемых татарами» (такую оговорку считал необходимым сделать Плано Карпини). Здесь необходимо остановиться на химерическом термине «монголо-татары». Появлением его мы обязаны профессору Санкт-Петербургского университета П. Наумову, в 1823 г. впервые употребившему этот термин. К началу XIX в. ученым уже было ясно, что монголы и татары — это не совсем одно и то же. Поэтому был сделан вывод о включении в монгольские войска татаро-тюркского племени и, как следствие, о монголо-татарском или татаро-монгольском нашествии. Однако искусственное умозаключение привело к ряду ошибок. Во-первых, татары не были тюркским племенем, на что обратил внимание еще Ю. Клапрот, говоря, что монголы и татары принадлежали к одному народу. Подтверждают это и названия татарских племен, приведенные в «Сокровенном сказании» и имеющие явно монгольский характер. Во-вторых, татары не могли составить большинства войск монгольских завоевателей, поскольку были истреблены по приказу Чингисхана. Каким же образом термин «татары» закрепился в истории? Дело в том, что данный этноним пришел в Европу (в том числе и на Русь) от китайских и арабских авторов. Незадолго до возвышения Чингисхана татары были наиболее сильным племенным союзом у границ Китая. Китайские чиновники, не вдаваясь в тонкости различий между монгольскими племенами и родами, именовали всех кочевников по названию наиболее сильного из них союза —  татарами. Стремительное возвышение Темучжина из третьеразрядного рода Борджигин не позволило быстро сменить терминологию, и татарами стали называть воинство Чингисхана. Опережая его полководцев, молва несла по всему миру весть о непобедимых татарах. Надо отметить, что татарами средневековые авторы именовали именно монголов, противопоставляя их покоренным народам. Имя мертвого народа превращается в XIII в. в этносоциальный термин, а с XIV в. уже переносится на все население Золотой Орды, которую на Западе чаще всего именуют просто — Татария. Такие метаморфозы претерпели этнонимы многих народов: русь, франки и др.

Первое описание монголов оставил посетивший ставку Великого хана Плано Карпини, подробно обрисовав их антропологический вид, разнообразие мужской и женской одежды, особенности устройства жилья, способы передвижения повозок при перекочевке ставок (юрт). Юрта кочевников была не просто жилищем, она являлась символической моделью вселенной. Вход в юрту всегда обращался на юг. У противоположной входу стороны располагался алтарь. Здесь же находилось почетное место для гостей. Если встать в юрте лицом к югу, т.е. к выходу, то справа будет располагаться мужская половина (кровать главы семьи, конское снаряжение, оружие), а слева — женская (посуда, продукты, предметы, связанные с женским трудом). В центре располагался очаг — главный сакральный объект жилища. Возле очага стоял опорный столб — символ магической связи поколений и времени.

Карпини в главе, посвященной монгольскому жилищу, дает детальное описание войлочных юрт и способов их перевозки: «Ставки у них круглые, изготовленные наподобие палатки и сделанные из прутьев и тонких палок. Наверху же в середине ставки имеется круглое окно, откуда попадает свет, а также для выхода дыма, потому что в середине у них всегда огонь. Стены же и крыши покрыты войлоком, двери сделаны также из войлока. Некоторые ставки велики, а некоторые небольшие, сообразно достоинству и скудости людей. Некоторые быстро разбираются и чинятся и переносятся на вьючных животных, другие не могут разбираться и перевозятся на повозках. Для меньших при перевезении на повозке достаточно одного быка, для больших — три, четыре или даже больше,, сообразно с величиной повозки, и, куда бы они ни шли — на войну ли или в другое место, они всегда перевозят их с собой». Повозки использовались с двумя или четырьмя колесами, Ибн-Батута говорит о телегах с четырьмя колесами, Барбаро описывает арбы с двумя колесами, говоря о татарах, он пишет: «У этого народа в употреблении бесчисленные повозки на двух колесах, повыше наших. Они устланы (сверху) камышовыми циновками и покрыты одни войлоком, другие — сукнами, если принадлежат именитым людям». В Гашунском могильнике, близ Элисты, в 1971 г. в кургане №1, в засыпи половецкого погребения найдены ступицы от двух колес, в каждой из которых было по девятнадцати четырехугольных пазов для спиц. У. Э. Эрдниев датирует появление колес со спицами в Нижнем Поволжье и в степях Предкавказья XI-XIII вв. н.э. Повозки употреблялись обычно при походах и дальних переселениях и чаще всего в них запрягались волы. Лошадей берегли, их редко использовали как тягловый скот.

Подспорьем в хозяйстве служила охота. «Татарин зачастую уйдет на целый месяц, без всякой еды: питается кобыльим молоком да тою дичью, что сам наловит…». Больше всего употреблялись молочные продукты. Из молока делали сыр и масло, из кобыльего молока приготовляли кумыс. Хлеба у кочевников не было, но рис и просо, сваренные в молоке, употреблялись в пищу.

Хозяйство кочевников носило натуральный характер и ремесло было домашним. Скотоводство обеспечивало не только продуктами питания, но и сырьем для изготовления почти всей необходимой одеж-ды и обуви. Широко в быту использовался войлок домашнего производства. В погребениях кочевников часто встречаются кожаные сапоги, которые, как и одежда, изготовлялись самими кочевниками. Одежда шилась свободного, широкого покроя, удобная для поездок верхом. Из кожи изготовляли посуду и некоторую домашнюю утварь, которая отличалась легкостью и удобно складывалась, не занимая много места. Женщины делали платья, башмаки, сапоги и все изделия из кожи, они правили повозками и чинили их, вьючили верблюдов и во всех своих делах были очень проворны и скоры: все женщины носили штаны, а некоторые и стреляли, как мужчины. Утварь была не только кожаной, но и деревянной, которую легко перевозить. Посуды глиняной у кочевников мало, она мало пригодна для кочевого быта.

Все виды деятельности диктовались кочевым скотоводством и были связаны, в основном, с переработкой продуктов животноводства. Мужчины делали луки, стрелы, седла, повозки, караулили лошадей, приготовляли кумыс, делали мешки, в которых его сохраняли, охраняли верблюдов и вьючили их. Овец и коз они караулили сообща; доили же иногда мужчины, иногда женщины. Кожи приготовляли при помощи кислого сгустившегося овечьего молока.

Посетивший Монголию почти одновременно с Карпини Гийом Рубрук в описании монголов ничего существенного не добавляет к сведениям своего предшественника. Его поразило, однако, более чем своеобразное отношение кочевников к гигиене: «Платьев они никогда не моют, так как говорят, что бог тогда гневается и что будет гром, если их повесят сушить. Мало того, они бьют моющих платье и отнимают его у них… Никогда также не моют они блюд; мало того, сварив мясо, они моют чашку, куда должны положить его, кипящей похлебкой из котла, а после обратно выливают в котел…».

Однако, как уже упоминалось, столь красочно описанные монголы составляли ничтожно малую часть населения Золотой Орды.

Западные области государства — степи Причерноморья и Северного Кавказа населяли половцы. Они были в значительной час-ти обескровлены длительной борьбой (с 1236 г. по 1240 г.) с завоевателями, их правящая верхушка была почти полностью уничтожена. Видимо, с этим связано и исчезновение обычая сооружать в степи каменные изваяния. К востоку от Волги обитали родственные половцам кимако-кипчакские племена, сравнительно быстро подчинившиеся монголам и поэтому сохранившие свою родовую знать. Интересно, что к востоку от Волги традиция ставить каменные антропоморфные сооружения продолжала существовать и сохраняется вплоть до новейшего времени у казахов. На севере в Золотую Орду входили племена народов Поволжья (мордва, чуваши, марийцы, волжские булгары) и сибирские финно-угры. Особый вопрос — русское население в Орде. Общепринятая версия гласит, что русские были, главным образом, насильственно вывезенными полурабами из поволжских городов. Однако реальная ситуация несколько иная. Орда включила в свой состав ряд областей с русским населением, таких, как Поднепровье к югу от Киева (по рекам Псел, Ворскла и южнее, Поросье); верхнее течение Дона (с городом Елец); район Тулы и даже Коломна. Пестрый этнический состав Золотой Орды неизбежно сопровождался и разнообразием идеологических воззрений. На заре своей истории монголы были язычниками, чем и определялась их веротерпимость. Для язычника, поклоняющегося множеству богов, и, как само собой разумеещееся, признающего неисчислимую множественность божеств у разных народов, характерно уважительное отношение к чужим божествам. Вступая в чужие земли, и даже завоевывая их, язычник вынужден был считаться с перспективой столкновения с враждебными духами и, дабы не осложнять себе жизнь, считал необходимым ува-жать чужих богов и жрецов. Потому монголы, как правило, старались завоевать расположение священнослужителей в покоренных странах и гарантировали им различные, прежде всего налоговые, льготы. Описывая верования монголов, Плане Карпини сообщает: «Они веруют в единого бога, которого признают творцом всего видимого и невидимого, однако они не чтут его молитвами или каким-нибудь обрядом… Сверх того, они набожно поклоняются солнцу, луне и огню, а также воде и земле, посвящая им начатки пищи и пития… Они веруют, что огнем все очищается. Отсюда послы или вельможи с дарами должны пройти между двух огней. Они усиленно предаются гаданиям вообще, а также по полету птиц и внутренностям животных, чародейством и волшебством. Солнце они называют матерью Луны».

Верховное божество монголов — это Тенгри (Хормуст) — Вечное небо. Вторым важнейшим божеством была Этуген- Земля.Темучжин говорит: «…мы уничтожили славных меркитских мужей, посвятив их всесильному Небу и матушке Земле — Этуген». Марко Поло пишет, что Земля — Этуген «бережет их сынов, скот да хлеб». Помимо важнейших божеств, монголы поклонялись множеству духов покровителей, изображения которых помещались в юртах. У них сохранялись многочисленные пережитки тотемизма. Мифические предки Чингисхана носили имена Борте-Чино (Серый Волк) и Коой-Морал (Светлая Оленуха).Тотемом рода Бодокчара являлся сокол. Разновидностью тотемического поклонения волку было почитание собаки. Имя всесильного темника Ногая, внучатого племянника Бату-хана, означает «собака». То же значение имеет и имя Узбек. Однако далеко не все монголы были язычниками, часть племен и родов исповедовала христианство несторианского толка, разные варианты буддизма. Вступив на путь завоеваний, покоряя народы с гораздо более развитыми идеологическими системами — исламом и христианством, приспособленными к нуждам развитого классового общества, «наивные язычники» становятся объектом соревнования между проповедниками различных конфессий. Если Бату-хан был государем, «который не придерживался никакой веры и секты», то его брат Берке — мусульманин, а сын Сартак — христианин. На протяжении семидесяти лет в Орде шла борьба между различными конфессиями. Мусульманин Берке, покровительствующий единоверцам, все же не смог вве-сти ислам как государственную религию. После его смерти, вплоть до начала XIV в. у власти стояли ханы-язычники. Более того, именно при Берке в 1261 г. в Сарае была учреждена епархия Русской православной церкви. Официально она именовалась архиепископией Сарской и Подонской, а под покровительством архиепископа Митрофана находились христиане Поволжья и Подонья. Хан-язычник Менгу-Тимур в 1279 г. дает русской церкви ярлык, освободивший духовенство от выплаты дани и провозгласивший неприкосновенность храмов и церковного имущества. Идеологическое разнообразие Золотой Орды хорошо прослеживается на материалах могильника у Красноярского городища (на бугре Маячный, близ с. Красный Яр). Среди погребений конца XIII-начала XIV в. имеются совершенные по мусульманскому обряду; явно языческие, с богатым погребальным инвентарем (причем особенности погребального обряда позволяют говорить о полиэтничности населения данного пункта). Найдено также два христианских погребения. Только в правление хана Узбека «Дешт-и-Кипчак, который всегда был обиталищем неверия и ереси и местопребыванием смуты и нечестия, стал страной поклонения, и там были основаны благотворительные учреждения и места поклонения», т.е. ислам был возведен в ранг государственной религии. Правда,языческая знать заявила Узбеку: «Ты ожидай от нас покорности и повиновения, а какое тебе дело до нашей веры и нашего исповедания и каким образом мы покинем закон и устав Чингисхана и перейдем в веру арабов?» «…Узбек… собрав войско, одержал верх (над ними). Сына Токтая с 120 царевичами из рода Чингисханова он убил…». Как видим, веротерпимость в Золотой Орде была временным явлением. С чисто восточной основательностью Узбек вырезал всех идейных противников, и не только монголов-язычников, но и монголов-христиан (кроме тех, что бежали на Русь, положив начало татарским служилым князьям). Правда, архиепископство Сарское сохранялось, но теперь православное духовенство обслуживало исключительно русское население Орды, а миссионерская деятельность его сходит на нет. В городах начинается бурное строительство культовых сооружений. У нынешнего села Лапас строятся ханские мавзолеи, вокруг которых группируются усыпальницы знати. Но, как это часто бывает, религиозная реформа, насаждаемая сверху, с трудом утверждается в массовом сознании. Ислам был внедрен лишь в городах, среди знати Ак-Орды, но уже в Кок-Орде значительная часть представителей социальных верхов продолжает исповедовать традиционные верования. В сущности, в Заволжье пережитки язычества сохранялись, например, у казахов вплоть до конца XIX в. Даже в центре владений Ак-Орды спустя сто лет после Узбека Иосаф Барбаро фиксирует языческие верования: «Однажды… я увидел на земле опрокинутую деревянную миску. Я подошел и, подняв ее, обнаружил, что под ней вареное просо. Я обратился к татарину и спросил, что это такое. Он мне ответил, что это положено язычниками… О татарах.же нечего сказать другого, кроме разве того, что те из них, которые остались язычниками, поклоняются истуканам, возя их с собой на своих телегах…».

Следующая глава — Золотая Орда в конце XIII-XIV веках

Добавить комментарий