Золотая Орда. Золотая Орда в конце XIII-XIV веках

Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Мы благодарим за вклад, который Вы сделаете.

Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826

Вы также можете помочь порталу без ущерба для себя! И даже заработать 1000 рублей! Прочитайте, пожалуйста!

Предыдущая глава — Население, культура, быт

Если начальный период существования Золотой Орды характеризуется довольно значительной зависимостью от Каракорума, то в 60-е гг. XIII в. начинается ускоренный процесс распада империи, что приводит к суверенизации Джучиева улуса. Воспользовавшись кофликтом между Ариг-Бугой и Хубилаем, перенесением ставки Великого хана из Каракорума в Пекин, хан Менгу-Тимур начинает чеканить монеты со своим именем, т.е. демонстрирует полную самостоятельность своей державы. Длительная война Орды с Хулагуидским Ираном также свидетельствовала об ослаблении ранее единой державы Чингисхана. Процесс распада, вызванный стремлением утверждаться на вновь завоеванных территориях представителей различных ветвей чингизидов, затронул и Улус Джучи, подорвав его былое могущество. В 1264 г. в поход на Константинополь был направлен темник Ногай. Захватив в Византии и Булгарии богатую добычу, Ногай обосновался в западных районах Орды — в Пруто-Днепровском междуречье. При хане Менгу-Тимуре Ногай завязывает самостоятельные дипломатические отношения с египетским султаном, заявляя о своем стремлении перейти в ислам. Он заключает с Византией мир, женившись на побочной дочери Михаила Палеолога — Ефросинье. Этот шаг обеспечивает ему союзников, а мир с Византией развязывает руки для проведения политики, направленной на полное отделение от Улуса Джучи. Учитывая, что перспектив стать ханом всего Улуса Джучи у Ногая не было, вполне реальными были амбициозные планы создания самостоятельного государства — Улуса Ногая во главе с ханом-чингизидом. Однако этим планам реально могли помешать сарайские владыки, и тогда Ногай пытается проводить политику утверждения на сарайском столе марионеточного хана. Не без помощи Ногая после смерти хана Менгу-Тимура в 1282 году к власти пришел брат умершего хана — Туда-Менгу (в обход сыновей покойного). В ответ на это сыно-вья Менгу-Тимура в 1287 г. совершают переворот, и к власти приходит Тула-Бука. В этом же году Ногай и Тула-Бука предпринимают поход против Польши и Венгрии, действуя самостоятельно. В заснеженных Карпатах армия Тула-Буки заблудилась и понесла большие потери. Ногай же вернулся с большой добычей. Тайный расчет на гибель Тула-Буки не оправдался, и тогда Ногай делает ставку на сына Туда-Менгу -Токту. Токта при перевороте 1287 г. бежал к Балыкче, откуда послал к Ногаю послание, прося покровительства и обещая за это покорность. Путем интриг и обмана Ногай заманил сыновей Туда-Менгу в свою ставку и с помощью прибывших воинов во главе с Токта они все были убиты. Произошло это в 1290 г. Токта же быстро забыл свои обещания жить в подчинении Ногаю, однако вскоре был внезапно атакован близ Дона Ногаем и разбит. Тем временем в стане Ногая начинаются разброд и шатания. Часть знати, недовольная темником, входит в контакт с То ктой, предлагая выдать ему Ногая и его сыновей. Заговорщики сделали попытку захватить второго сына Ногая Теке, но ему удалось бежать, а старший сын Ногая — Джуке нанес поражение мятежникам. Однако вскоре в открытом сражении Токта нанес сокрушительное по-ражение войскам Ногая и его сыновей. Ногай получил смертельную рану и скончался. Между сыновьями Ногая после поражения начались распри: часть их хотела покориться.

Токте, но старший — Джуке перебил остальных и бежал в Булгарию. Таким образом с 1300 г. Токте удалось добиться воссоединения с Золотой Ордой отпавших было территорий. Надо сказать, что ногаева смута не оказала серьезного влияния на могущество Орды. Правда, были утрачены Придунайские области, но, видимо, они расценивались как личное приобретение Ногая и не считались принадлежащими хану.

В заключение необходимо остановиться на связи, точнее, на отсутствии таковой имени Ногая с этнонимом «ногайцы». Довольно широко распространено мнение, что этот этноним впрямую происходит от имени темника. Якобы после его гибели подчиненные Ногаю орды были переселены на Волгу и в начале XV в. вышли на историческую арену под именем ногайцев . Однако источники молчат о каком-либо крупном перемещении населения степей после победы Токты. Жители западных областей Орды просто сменили правящую верхушку. Кроме того, Ногай никогда не имел никаких родственных связей с племенем мангыт, поскольку был чингизидом из племени кият-борджигин.

Консолидация Золотой Орды после 1300 г. позволила Токте значительно укрепить авторитет ханской власти. В начале XIV в. правители Орды уделяют большое внимание развитию городов и отходят от методов хозяйства, свойственных кочевой аристократии. Свидетельством этого является денежная реформа Токты 1310 г. Она заменила разрозненное обращение монет XIII в. обращением единого и устойчивого по своему весу и курсу саранского дирхема. Чеканка монет в различных регионах государства прекращается и заменяется чеканом только Сарая (позже добавляются новосарайский и гюлистанский чеканы). Это мероприятие могло быть проведено только при условии концентрации больших запасов серебра в руках ханского монетного двора. Достигнуто это было путем прекращения выплаты налогов в пользу Великого хана и за счет дани серебром с Руси.9 Денежная реформа не только принесла большой доход казне, но и положительно сказалась на укреплении внутриэкономического положения Золотой Орды, оживила торговые связи между ее отдельными районами. С этого времени начинает возрастать роль столичных городов в качестве общегосударственных центров чеканки монет. Но наивысшего расцвета Золотая Орда достигла в правление ханов Узбека и Джанибека. Узбек вступил на престол в 1312 г., убив сына Токты Ильбасмыша и старшего эмира Кадака. Захватив власть, Узбек-хан принялся искоренять монгольскую верхушку, придерживавшуюся старых верований. Языческая знать являлась охранительницей старых кочевых традиций, противоречащих интересам усиливающейся ханской власти. Это мероприятие проводилось под знаком утверждения ислама, и в 1314 г. Узбек направил султану Египта послание, в котором заявлял о расширении ислама от Китая до крайних пределов западных государств.

Начинается интенсивное строительство мечетей и медресе во всех ордынских городах. Резко возрастает градостроительная активность. В 30-х годах XIV в. Узбек возводит новую столицу — Сарай ал-Джедид (ошибочно называемый доныне Сарай-Берке, хотя Берке к основанию этого города не имел никакого отношения). Развалины этого города обнаружены около г. Ленинска Волгоградской области. Правда, столица была перенесена сюда только при хане Джанибеке, при Узбеке же главную роль продолжал играть Сарай-Ал-Махруса (или Старый Сарай, или Сарай-Бату, основанный еще Бату-ханом). Он находился на месте села Селитренное Астраханской области. Описание этого города оставили нам арабские путешественники. «Город Сарай один из красивейших городов, достигший чрезвычайной величины, на ровной земле, переполненный людьми, с красивыми базарами и широкими улицами. …В нем 13 мечетей для соборной службы… Кроме того, еще чрезвычайно много других мечетей. В нем живут разные народы, как-то: монголы… некоторые из них мусульмане; асы, которые мусульмане; кипчаки, черкесы, русские и византийцы, которые христиане. Каждый народ живет в своем участке отдельно, там и базары их. Купцы же и чужеземцы из обоих Иранов, Египта, Сирии и других мест живут в особом участке, где стена ограждает имущество купцов». Ядром золотоордынского города являлись усадьбы знати, о чем сообщает Рашид-ад-Дин. рхеологические исследования на месте Сарая-Ал-Махруса рисуют город весьма благоустроенным. В городе находились многочисленные колодцы и бассейны — хаусы; его прорезали каналы и арыки. Дворцы и общественные здания (мечети, бани, караван-сараи) строились из обожженного кирпича; дома рядовых жителей — из сырца и дерева, большой интерес представляют обнаруженные усадьбы знати. Одна из них представляла собой обширное сооружение из сырцового кирпича. В середине двух противоположных стен, северной и южной, были симметричные ниши — айваны — с проходами. Они вели в центральный зал. В середине зала был бассейн, за ним массивная кирпичная платформа, где стоял трон хозяина. По сторонам платформы имелись проходы в боковые комнаты, являлвшиеся также парадными залами.В доме было всего три жилые комнаты с лежанками — суфами и отопительными системами — канами. Имелся еще маленький дворик с колоннами вдоль стен и складское помещение. Рядом с большим домом находились деревянные помещения для слуг.

Еще более впечатляющим был другой дом-дворец. Его центральный зал был размером 7×15,2 м. Пол зала был выложен квадратными и шестиугольными кирпичами, образующими крестовидный орнамент. В центре пола был устроен большой умывальник с поглотительным колодцем под полом («тошнау»).В глубине зала имелось квадратное возвышение — место хозяина. Как и в первом доме, место для трона хозяина располагалось у северной стены и было обращено лицом на юг к входу, т.е. в городском доме дублируется планировка юрты. Стены центрального зала были побелены и украшены изразцами с росписью и позолотой. Другие помещения име-ли роспись по белой штукатурке. Среди помещений были детская, ван-ная, пекарня, помещение для домашней мельницы. Помещения имели кирпичные полы. При доме находился банный комплекс — с горячими комнатами, в которых имелись дымоходы, обогревавшие пол с комнатами для охлаждения, с большим бассейном.

Жилища простых горожан были гораздо скромнее. Это были, как правило, однокомнатные помещения, внутри которых имелась Побразная лежанка суфа — вдоль трех стен, печь с горизонтальными дымоходами, вделанными в суфу для ее обогрева. Полы — земляные, иногда имели в центре отверстие для умывальника — тошны, сделанное в виде резервуара, куда стекала вода. Дома эти воздвигались либо из сырцового кирпича, либо на сырцовом цоколе воздвигались деревянные панельные стены. В таких домах жили мелкие свободные ремесленники, занимавшие целые кварталы и специализировавшиеся на одной какой-либо отрасли (металлургия, ювелирное дело, косторезное, керамическое производство). Значительная часть ремесленников находилась в рабской зависимости от ордынской знати и проживала в скромных землянках. Материалы археологических раскопок свидетельствуют, что наряду с индивидуальным рабским трудом существовали также крупные рабовладельческие мастерские — «кар-хана», где ремесленники проживали в больших не отапливаемых землянках — казармах. О тяжелом принудительном тру-де ремесленников, о их тяжком существовании и бесправном положении оставил подробное повествование Плано Карпини. Согнанные со всех концов цивилизованного мира ремесленники обеспечивали процветание золотоордынских городов. Весьма развито было кузнечное и ювелирное дело: производство чугунных котлов и чугунных втулок для колесниц; предметы вооружения (бронзовые шестоперы, кольца для натягивания лука, сабли, наконечники стрел); золотые и серебряные сосуды с чеканными надписями и изображениями.

Пышно развивается искусство скани и зерни. О высоком уровне развития металлообработки свидетельствуют и ордынские монеты, имеющие изображения животных, либо пышный растительный орнамент. В Золотой Орде выработался яркий стиль архитектурной майоликовой мозаики. Она набиралась из отдельных элементов, вы-полненных из керамических досок, покрытых разноцветной глазурью, составляющих арабские надписи или переплетения желтых, белых, синих и красных цветов. Явно заимствованная из Хорезма техника глазурованной мозаики отличалась от более поздних средневековых образцов богатым употреблением красных тонов. Кроме мозаики, много было и майолик, изготовленных на каменном тесте с подглазурной росписью. Встречаются изразцы с бирюзовой поливой и черной подглазурной росписью кистью. Подлинными произведениями искусства являются изделия золотоордынских керамистов. Из Ирана в Орду проникает стиль «минаи» — тонкостенные сосуды, расписанные легкоплавкими эмалевыми красками, которые наносились кистью на поверхность сосуда, а потом он подвергался легкому обжигу. Из Ирана же пришла техника люстрованной керамики, расписанной мягкими желтыми и коричневыми тонами, с изображениями людей, фантастических и реальных животных и птиц. Одним из самых распространенных видов поливной керамики были кашинные чаши с черной подглазурной росписью под бирюзовой поливой. Часто сосуды украшались орнаментом в виде павлиньих перьев, колосьев, цвет-ка лотоса; изображениями птиц, рыб; надписями на персидском и арабском языках.

Археологические находки на ордынских городищах свидетельствуют об обширных торговых связях государства. Здесь и китайский фарфор и шелк; византийс-кие, итальянские вещи; сирийско-египетское стекло, украшенное эмалями; индийские золотые монеты, арабские и персидские ткани. В городах Золотой Орды была распространена иранская литература и язык, складывается собственный литературный язык — «поволжский тюрки». Поэт Сайфи-Сараи перевел на тюрки поэму «Гюлистан» Саади. Вольным переводом поэмы Низами было произведение Кутба «Хосров и Ширин», написанное в 1341 г. и посвященное царевичу Тинибеку. В Сарае жил знамени-тый врач из Хорезма Коман-од-Дин, изучавший логику, диалектику, медицину и бывший одним из образованнейших людей своего времени. О развитии в Сарае астрономии и геодезии можно судить по находкам астролябии и квадранта. Две ордынские столицы не были единствен-ными городами на Нижней Волге. Ниже Сарая-ал-Джедид располагался город Гюлистан, в дельте Волги — город Суммеркент. С XIV в. известен Хаджитархан. «Это один из лучших городов, с боль-шими базарами, построенный на реке Итили». Помимо этих городов, в Низовьях Волги известны городища Енотаевское, Новорычанское, Чертово, Красноярское, Тумак-Тюбе, Мошаик, Самосдельское, Лапас. Вокруг этих населенных пунктов располагались сельские земледельческие поселения, о чем свидетельствуют массовые находки дигирных сосудов для полива полей. Фактически низовья Волги представляли собой зону сплошной оседлости. В Золотой Орде в XIV в. ханская власть опиралась на разветвленную бюрократическую систему. Высшими должностями являлись беклярибек и визирь. Беклярибек являлся главнокомандующим, ведал дипломатическими сношениями с другими государствами, был высшим судьей и носил титул шейха, являясь одним из высших представителей духовенства. Кроме того, беклярибек являлся одним из четырех улусбеков, владельцев крупнейших административных единиц в стране. Сосредоточение столь огромной власти в руках беклярибека нередко приводило к тому, что они превращались в фактических правителей страны. Следующим по рангу сановником был визирь, возглавлявший центральный орган исполнительной власти — диван. В его ведомстве находился сбор налогов и даней. Наименования чиновной рати содержатся в ярлыках Тимур-Кутлуга (1397 г.) и Тохтамыша (1391 г.). Это тысяцкие, сотские, десятские беки; даруги (сборщики дани); писцы палат, таможенники, мимо-хожие и мимоезжие послы (представители хана в зависимых землях, например, на Руси); бокаулы (распоряжались хозяйственными делами при эмирах; стольники); сокольники, почтовые чиновники, лодочники и мостовщики (ведали сбором пошлин на переправах), базарные надзиратели. Разросшуюся армию чиновников естественно надо было содержать. Требовались расходы на содержание ханского двора, его родни, эмиров, духовенства, на длительные войны в Азербайджане. Население Золотой Орды было обложено множеством податей. Это были «салыг» — подушная подать; «ясак» — поземельный натуральный налог; «калан» — поземельная подать; «харадж» — подымная подать; «бурч» — сбор недоимок; подводная и кормовая повинности; амбарная пошлина (с торговых помещений); тамговая пошлина (подать с купцов и ремесленников); весовая пошлина; поплужная повинность или посошное серебро. Основная тяжесть налогов падала на оседлое на-селение страны — городских и сельских жителей. В XIV в., в отличие от предыдущего периода, земледелие получило достаточно широкое распространение в Низовьях Волги. О распространении земледельческих культур в Орде свидетельствуют археологические находки на Красноярском городище и близлежащем могильнике. Это зерна проса, семена тыквы, дыни, арбуза; косточки винограда. Крестьяне, видимо, прикреплялись к земле и именовались «сабанчи». Земледелие в Орде, по свидетельству И. Барбаро, было достаточно жестко регламентировано по срокам и являлось заботой государственной вла-сти. В то же время оно было столь же искусственным явлением, как и города в степи, и базировалось на труде согнанных из завоеванных областей подневольных работников. Неслучайно с ослаблением государственности и упадком Орды земледелие на Нижней Волге исчезает, поскольку оно базировалось не на естественном процессе перехода к оседлости, а целиком на диктате власти, заинтересованной в обеспечении продовольствием городских центров. Не лучшим было положение рядовых кочевников, которые обязаны были отдавать в качестве дани одну голову крупного скота с каждых 100; одного барана со стада; поставлять молоко кобылиц ко двору хана и эмиров; выделять лошадей, подводы и людей для почтовой службы; пастухов для пастьбы стад хана и эмиров; нести кормовую повинность; выставлять людей для загонных ханских охот. «По временам, когда они находятся в стесненных обстоятельствах, они продают детей своих, чтобы на выручку с них прокормить себя, и говорят относительно тех из детей своих, которых они продают: «Лучше остаться в живых нам, чем умирать нам и ему». На базе ограбления кочевого и оседлого населения усиливается власть феодальной верхушки на местах. Выше уже упоминались четыре высших эмира. В свою очередь, их владения подразделялись на более мелкие улусы во главе с наместниками. Эти наместники — темники, также как улусбеки, располагали значительными богатствами и воинскими силами. Так, у пяти эмиров было 30000 всадников, а доходы темников составляли 100-200 тыс. динаров в год. В XIV в. число темников — управителей улусов доходило до 70, соот-ветственно, и административно Орда делилась на 70 областей. Если в ранний период Орды наместники улусов жестко контролировались ханской властью и легко могли быть сменены, то в XIV в. все большее распространение получает ленное пожалование «суюргал», сопровождавшееся, как правило, широкими иммунитетными привилегиями. В этих условиях сила и авторитет центральной власти начинают снижаться. В середине XIV в. процесс феодализации золотоордынского общества заходит настолько далеко, что страна оказывается на пороге феодальной раздробленности, эпохи смут и потрясений.

До конца 50-х гг. XIV в. Золотая Орда представляла собой могущественнейшее государство тогдашнего мира. Борьба за власть носи-ла чисто семейный характер. По смерти хана Узбека трон должен был перейти его старшему сыну Тинибеку. Поскольку наследник в момент смерти отца находился в Средней Азии, «Эмиры согласились временно поставить над собою среднего сына Джанибека, до тех пор пока явится управлять ими Тинибек». Однако, узнав о возвращении Тинибека, Джанибек со своей матерью вступили в заговор с эмирами и убили законного претендента, попутно лишив жизни и еще одного брата. Достойным сыном своего отца оказался царевич Бердибек, убивший и самого отца, и его восьмимесячного сына, своего младшего брата. Однако, если ранее подобные действия практически не вызывали никакой реакции провинциальной знати и воспринимались как должное, то к концу 50-х гг. XIV века, в результате ее усиления, действия Бердибека вызвали опасения за собственные посты. Недовольство знати усиливалось ослаблением агрессивной внешней политики, поскольку Бердибек, стремясь овладеть сарайским троном, бросил только что завоеванный Азербайджан. Не удивительно, что он правил не более трех лет, и смерть его была подозрительно быстрой (1359 г.). Уничтожив всех прямых потомков Бату-хана, Бердибек открыл возможность для ожесточенной борьбы за сарайский престол различного рода авантюристов-самозванцев. За короткое время, с 1359 по 1361 гг. в Орде сменилось не менее пяти ханов, при этом только за 1361 г. их сменилось четыре. В ожесточенной борьбе за власть на политическую арену выходят группировки, сложившиеся еще в период правления Узбека и Джанибека.

О далеко зашедшем процессе децентрализации в 60-70 гг. XIV в. свидетельствует чеканка монет в различных регионах страны (Азак; Приазовье; Среднее Поволжье; Сарай; Хорезм; Приднепровские степи и Молдавия). В этот период, получивший наименование «Великой замятии», на политической арене появляется темник Мамай. Мамай был женат на дочери Бердибека и являлся при нем беклярибеком. Его улусом был Крым. Однако, несмотря на значительное влияние и во-инские силы, Мамай не имел никаких перспектив на ханский престол, поскольку не был чингизидом. Стезя самозванца тоже была для него закрыта, ибо Мамай был слишком известной фигурой в Орде. С поразительной быстротой Золотая Орда распадается на самостоятель-ные территории. В это время в Астраханских уделах утвердился Хаджичеркес, который сумел одолеть Мамая и отнял у него Сарай, но долго удержать его не смог, так как вскоре был вытеснен неким Айбекханом. Хаджичеркес сохранил за собой лишь Астраханскую округу. Эти события происходили в 1374-75 гг. О внутренней слабости Джучидской державы в этот период свидетельствуют походы новгородских ушкуйников. Причем в 1374 г. ушкуйники дошли до Сарая, а в 1375 г. — до Хаджитархана. Однако силы Мамая были еще весьма значительны. Невзирая на поражение войска Бегича в 1378 г. на Волге, Мамай сумел привести к покорности Рязанское княжество и готовился к удару по Московскому. Поход этот был для Мамая тем более важен, что в Заволжье усилился хан Синей Орды Тохтамыш, который к 1380 г. завладел уделом Хаджичеркеса в Астрахани. В 1380 г. Мамай, сохранив еще весьма значительные силы после поражения на Куликовом поле от Дмитрия Ивановича, встретился с войсками Тохтамыша на реке Калке. Однако сражения не произошло, так как эмиры Мамая поддержали Тохтамыша и перешли на его сторону. Мамай бежал в Крым, где и был убит генуэзцами. Переход эмиров на сторону Тохтамыша объяснялся усталостью от тридцатилетней междуусобицы. Фигура законного чингизида на ханском престоле примиряла все враждующие группировки и давала надежду на стабильность и возрождение могущества государства. Новый хан энергично принялся за объединение и укрепление Орды. К 1382 г. были восстановлены границы Золотой Орды на западе до Днепра; на востоке — до Хорезма, Иртыша и Оби. В 1380 г. Тохтамыш провел денежную реформу, стремясь восстановить единство обращения в стране. Однако эта реформа не смогла ликвидировать самостоятельные центры чеканки в Крыму, Азаке и некоторых других городах. Силы страны были безнадежно подорваны длительной смутой. Международные торговые связи не были восстановлены в прежнем объеме. Сокращение внутренней и международной торговли вызвало, в свою очередь, свертывание ремесленного производства в городах и их упадок. Смертельный удар Орде нанесли авантюры Тохтамыша, ввязавшегося в борьбу с Тимуром за обладание Закавказьем и Средней Азией.

Следующая глава — Распад Золотой Орды

Добавить комментарий